468

86 живания лиц пожилого возраста и инвалидов», «О ратификации Кон- венции ООН о правах инвалидов» и, наконец, № 272 «Об образова- нии в Российской Федерации». В основу этих законов положен единый подход к социальной и образовательной политике – признание и осу- ществление права на образование, труд, социальную защиту и реаби- литацию. В указанных документах сформулированы цели, которых следует достичь в процессе образования людей с ограниченными воз- можностями здоровья. По сути, первая цель – это образование, и вто- рая, по счету, но не по важности, – социальная адаптация [1]. Инклюзивное образование – (от франц. inclusif  – включающий в себя), термин, используемый для описания процесса обучения лю- дей с ограниченными физическими возможностями. Инклюзивное об- разование в высшей школе предоставляет возможность каждому сту- денту, несмотря на имеющиеся физические, интеллектуальные, соци- альные, эмоциональные, языковые и другие особенности, быть вклю- ченным в единый процесс обучения и социализации, и уже в дальней- шем стать равноправным членом общества, снижая риск его сегрега- ции и изоляции [4]. Реализация инклюзивного образования в высшей школе стоит осо- бенно остро и вызывает много вопросов. Во‑первых, современная си- стема высшего образования подразумевает получение профессии и дальнейшее трудоустройство. Ни для кого не секрет, что будущие студенты- выпускники не все пойдут работать про профессии в силу различных индивидуальных причин. А если взять во внимание тру- доустройство людей с ограниченными возможности здоровья, то мы увидим, что не каждая профессия на рынке труда для них будет до- ступна. Вследствие этого, конечная цель инклюзивного образования в высшей школе становится достаточно размытой и поднимает еще вопрос о том как реализовать рабочие места для людей с ограничен- ными возможностями здоровья? Во‑вторых, для реализации инклюзивной системы образования немаловажное значение имеет подбор специальных педагогических кадров. Поднимается еще один вопрос о подборе тьюторов или ку- раторов, которые бы помогали адаптироваться студентам-инвалидам. И если мы вводим тьютора, то, какими качествами он должен обла- дать? В учебном заведении, где реализуется данная программа, необ- ходим и ряд вспомогательных специалистов – дефектологи, специаль-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy