468
87 ные психологи, сурдологи и. т.д. Тогда встает еще одна проблема – фи- нансирование. В‑третьих, не каждый вуз может похвастаться адаптированным учебно- методическим обеспечением. Нельзя забывать, что некоторые категории студентов‑инвалидов имеют особенности в познавательной сфере. Не все студенты с ограниченными возможностями способны воспринимать учебный материал на таком же уровне, как и их нор- мально развивающиеся сверстники. Если обучается студент с нару- шениями в сенсорной сфере, тогда необходимы специальные учебни- ки (аудио-учебники и т. п.). Развитие инклюзивного образования предполагает качественное и планомерное изменение системы образования в целом, учитываю- щее образовательные потребности всех участников образовательно- го процесса, а именно специалистов, здоровых обучающихся и инва- лидов. Споры и дискуссии вокруг инклюзии возникают лишь только по причине сложившихся вопросов: цели, задачи, конечный резуль- тат и как осуществить тот, самый качественных подход в современ- ном образовании. Бесспорно, инклюзивному образованию быть! И инклюзивная форма в высшей школе возможна, если мы будем рассматривать ее как адаптирующую систему, целью которой является профессиональ- ное самоопределение, опирающееся на развитие идеи равенства воз- можностей личности в процессе профессиональной реализации. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА Важным аспектом успешной адаптации студентов с ограниченны- ми возможностями здоровья является среда, а именно на момент обу- чения в вузе – студенческий коллектив. По мнению Д. П. Сьюзен, инклюзия – это «включенность в жизнь общества, это условие для реализации творческого потенциала лич- ности. Вне общества невозможно развитие личности и реализация творческого потенциала» [5]. Необходимо отметить, что под инклю- зивным образованием понимается процесс обеспечения доступности в получении образования для всех студентов с особыми потребностя- ми, создания безбарьерной образовательной среды для них.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy