468

88 На момент включения студента-инвалида в образовательную сре- ду высшей школы будут иметь важное значение ряд факторов – тя- жесть заболевания, способы его лечения, тип семейного воспитания, воспитывался в семье или в интернате, конституциональные особен- ности личности. Большая часть лиц с ограниченными возможностями здоровья имеют свои особенности: 1. Существенно отличаются способы восприятия и усвоения ин- формации; 2. Часть из них имеет сформированный образ себя, как «беспомощ- ного», который формируется в семье и наделяет качествами постоян- ной опеки со стороны других людей; 3. Для них свойственны манипулятивные реакции; 4. Искаженный образ «Я‑концепции». Физические недостатки накладывают на личность таких студентов свои отпечатки. Они не удовлетворены своими отношениями с миром и окружающими. Такие студенты нуждаются в психологической под- держке и сопровождении. Психологическое сопровождение подразу- мевает ряд определенных мероприятий, которые бы помогали в слож- ных жизненных ситуациях и самореализации. Кроме этого, в процесс психологического сопровождения должны быть включенными и пе- дагоги, для которых должна осуществляться просветительская дея- тельность по вопросам особенностей студентов‑инвалидов и профи- лактическая работа эмоционального выгорания, повышения квалифи- кации и компетентности [2]. Для эффективного обучения студентов с ограниченными возмож- ностями здоровья преподаватель должен знать их психологические характеристики. Так, например, если в вузе обучается студент с на- рушением слуха, то необходимо понимать, что главным звеном его развития будет являться зрительная память и хорошие возможности для запоминаний больших объемов информации. Но при этом нель- зя забывать об их быстрой утомляемости и истощаемости, сниженном объеме внимания и высокой эмоциональности. Для успешной учеб- ной деятельности таких студентов необходимы следующие условия: наглядность материала, увеличение звука и прикрепление сурдопере- водчика. Студентам с нарушением слуха сложно воспринимать бы- стрый темп речи, поэтому педагог должен говорить медленно и гром-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy