477

12 Во время выполнения дыхательных маневров аппарат автоматиче- ски измеряет и спирометрические показатели (ЖЕЛ, ФЖЕЛ, ДО, РО вд , РО выд ), вычисляет ИТ. Если у исследуемого нет нарушения ЛВ, то конфигурация КПО с горизонтальной линией ФЖЕЛ имеет форму почти правильного тре- угольника. В некоторых случаях у здоровых людей возможен неболь- шой прогиб КПО вниз после ПОС (см. рис 1.2). Характеристика кривых «поток-время» ДЖЕЛ. На рис. 1.3 пока- зано, что по оси абсцисс откладывается объем (в л) ДЖЕЛвыд, при- нимаемый за 100%, а по оси ординат – поток в л/с. В начале форси- рованного выдоха наступает быстрое нарастание объемной скорости воздушного потока, которая в течение сотых долей секунды достигает пикового значения, обозначаемого ПОС. В момент достижения ПОС воздушного потока вступает в действие механизм ограничения его (су- жение бронхов из-за уменьшающейся эластической их растяжки и по- вышения ВГД). Поэтому, несмотря на максимально прилагаемое уси- лие в течение форсированного выдоха, объемная скорость воздушной струи будет постепенно уменьшаться. Следовательно, послепиковая нисходящая часть КПО отражает постепенно уменьшающуюся прохо- димость дыхательных путей и состояние эластичности легочной ткани. Различные участки КПО имеют следующие характеристики: • время от начала выдоха до достижения ПОС (в норме меньше 0,1 с); • объем воздуха, выдохнутый до достижения ПОС, который обо- значают ОПОС (в норме не более 20% ПОС). Отношение ПОС/ОПОС в норме должно быть не менее 20/1. Уменьшение ПОС/ОПОС харак- терно для рестриктивного типа нарушения ЛВ. При обструктивном типе уменьшается только ПОС; • послепиковая нисходящая часть КПО плавно, почти прямоли- нейно, опускается к окончанию ФЖЕЛ. Аппарат так сконструиро- ван, что автоматически измеря- ет и фиксирует на бумаге мак- симальную объемную скорость (МОС) на уровне выдоха 25% (МОС√25), 50% (МОС√50), 75% (МОС√75), 85% (МОС√85) ФЖЕЛ, а также среднюю Рис. 1.3. Кривые «поток-объем»

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy