483
134 Легкую умственную отсталость при- ходится дифференцировать с социаль- но-педагогической запущенностью, за‑ держкой психического развития (ЗПР), психическим инфантилизмом. При социально-педагогической за‑ пущенности в силу неблагоприятных жизненных обстоятельств у ребенка с нормальным интеллектом нет полно‑ ценных возможностей для приобрете‑ ния знаний, навыков и умений, необхо‑ димых для младшего школьника. У пациентов с ЗПР в силу нали‑ чия резидуально-органического пора‑ жения ЦНС психика с ее функциями, включая интеллект, созревает несколь‑ ко позднее. Лишь примерно к 10 годам эти дети догоняют сверстников по об‑ щему психическому развитию. Психический инфантилизм (незрелость, детскость) характеризует‑ ся в первую очередь повышенной эмоциональностью, волевой незрело‑ стью и легкомысленностью. Он может быть гармоничным (при гипофи‑ зарном нанизме) или дисгармоничным (при расстройствах личности), но и в том и в другом случае не исключает возможности к собранности, концентрации внимания и построению правильных, глубоких суждений. Терапия и реабилитация пациентов с выраженной (глубокой) и умеренной умственной отсталостью осуществляется в психоневро‑ логических домах-интернатах. Больных с легкой умственной отстало‑ стью обучают в специальной школе, где за девять лет проходят упро‑ щенный курс первых пяти классов средней школы. Пациенты с лег‑ кой дебильностью неплохо обучаются несложному ремеслу и вполне продуктивно работают под контролем наставников. Причины госпитализации в психиатрический стационар при ум‑ ственной отсталости связаны с наличием психопатоподобного (неустойчивого) поведения. Здесь находит применение терапия ма‑ лыми нейролептиками – корректорами поведения, психокоррекцион‑ ная работа. Другим поводом для помещения в психиатрическое от‑ деление является беспомощность пациента, лишившегося в силу об‑ Рис. 126. Легкая умственная отсталость (дебильность). Л.М. Скугаревский, 1966
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy