483

141 Таблица 8. Структура шизоидной психопатии Непонимание языка эмоций (отсутствие чувственной интуиции) Раннее одиночество в «иноязычном окружении» Строительство своего мира на основе языка знаков и символов Формальное, безликое,   серое малоэмоциональное поведение Стройный упорядоченный,   эмоциональный внутренний мир Форма и содержание Аутистическое мышление Психэстетическая пропорция (дерево и стекло) Наедине с собой шизоиду редко бывает скучно. Одиночество пе‑ реносится легко, уединение предпочитается в стрессовой ситуации. Богатство внутреннего содержания порой вступает в противоречие с формально безликой внешностью. Согласно Э. Кречмеру, эмоцио‑ нальная жизнь шизоида представлена психэстетической пропорцией, пациент порой «туп как дерево» (равнодушен к тому, что не затраги‑ вает его внутреннего мира) и одновременно «хрупок как стекло» (ра‑ ним и чувствителен ко всему, что касается тонкостей его души). Циклоиды были описаны в 1921 г. Эрнстом Кречмером. Циклои‑ дом (как и шизоидом) можно только родиться, в этом природном ти‑ паже характер практически сливается с породившим его сангвиниче‑ ским темпераментом. Телосложение классических циклоидов – пик‑ ническое (гиперстеническое). В МКБ‑10 циклоидные психопаты включаются в класс F 34.0 – циклотимия, что, по-видимому, не совсем правильно. Выделяют несколько вариантов циклоидов: классический (имеющий порой склонность к сезонным колебаниями не столько на‑ строения, сколько биологического тонуса); эмоционально-лабильный (настроение которого легко и по много раз меняется в течение одно‑ го дня); гипертимный (со склонностью к постоянно несколько повы‑ шенному настроению); гипотимный (со склонностью к немного пони‑ женному настроению, суммеланхоличности). М. Е. Бурно рекоменду‑ ет называть характер здоровых шизоидов сангвиническим. Клинические особенности циклоидной психопатии представлены в таблице 9. Таблица 9. Структура циклоидной психопатии Экстраверсия (живут миром ощущений) Диатетическая пропорция (от радости к печали) Яркая   чувственность Реалистический ум Гибкость   суждений Легкость   адаптации Синтонность (естественная реалистичность)

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy