483
13 дальше. Психофармакология, опираю‑ щаяся на клинический подход, стано‑ вится уже клинической психофарма‑ котерапией. Указанный подход позво‑ лил досконально исследовать статику и динамику существующих психиче‑ ских заболеваний. Так, школой акаде‑ мика А. В. Снежневского (1904–1987) была подробно изучена клиника и те‑ чение шизофрении, создана современ‑ ная классификация этого заболевания. Основные достижения психиа‑ трии ХХ века, отмеченные академи‑ ком Анатолием Болеславовичем Сму‑ левичем: 1) формирование клиниче‑ ской психиатрии и выделение отдель‑ ных нозологических форм; 2) изучение распространенности основ‑ ных психических заболеваний; 3) разработка методов терапии, в т. ч., общебиологического воздействия, психофармакотерапии, психотера‑ пии; 4) внедрение методов биологических исследований этиопатоге‑ неза (ЭЭГ, биохимических, иммунологических и др.); 5) применение методов компьютерного анализа функций и структуры мозга. Задачи психиатрии ХХI века соответственно являются: 1) дальней‑ шее развитие психопатологии и клинической психиатрии; 2) изучение динамики показателей численности больных (тенденции распростра‑ ненности болезней в XXI в.); 3) совершенствование терапии; 4) иссле‑ дование этиопатогенеза; 5) внедрение новейших технологий в клини‑ ческую и научную психиатрию. Контрольные вопросы 1. Основные достижения научной и практической психиатрии в ХХ веке. 2. Понятие здоровья, нормы и патологии в психиатрии. 3. Факторы риска возникновения психических заболеваний. 4. Понятие о психогигиене и психопрофилактике. 5. Основные этапы развития психиатрии. 6. Закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». 7. Методы обследования, применяемые в психиатрии. 8. Использование лабораторных, инструментальных и психологических методов, их диагностические возможности. Рис. 14. Сергей Сергеевич Корсаков (1854–1900)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy