483

14 Лекция 2. ПАТОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ Восприятие – процесс психического отражения мира в единстве его внешних свойств и качеств. Восприятие состоит из комплекса ощущений и представлений. Ощущение – отражение отдельного свойства (качества) мира. Про‑ стейшая классификация ощущений связана с органами чувств. Вы‑ деляют зрительные ощущения (яркость, цвет, удаленность); слуховые (громкость, высота, тембр); тактильные (плотность, давление, темпе‑ ратура); обонятельные (интенсивность запаха и его спектр); вкусовые (интенсивность вкуса и его разновидность. Интероцептивные ощущения (из внутренней среды организма) де‑ лятся на проприоцептивные (суставно-мышечные) и чувствования, идущие от внутренних органов (боль, давление, спазмирование, рас‑ пирание и пр.), в т. ч. смутные недифференцированные переживания комфорта или дискомфорта. Активная работа анализаторов по связыванию комплекса ощущений в единое восприятие называется сенсорным синтезом. Считается, что сенсорный синтез протекает в зонах максимального перекрытия корко‑ вых концов анализаторов в височно-теменно-затылочной области. Представление – след в памяти прошлого восприятия. Представ‑ ления связаны с видами памяти и бывают образными, эмоциональ‑ ными и двигательно-кинестетическими. Представления достраивают воспринимаемый образ до единого целого (дополняют недостающие детали), делают объект узнаваемым, связывают восприятие с други‑ ми психическими функциями. Известный петербургский психиатр Виктор Хрисанфович Кандинский (1889) указывал, что представле‑ ния можно сравнить с «призраками», которых никто не видел, но лю‑ бой может представить в соответствии со своими способностями к во‑ ображению. У представления нет полноценного ощущения предмет‑ ности, его переживание эмоционально иначе окрашено: представле‑ ние не дает чувства объективной действительности. Таким образом, восприятие является довольно сложным психиче‑ ским актом, включающим не только ощущение физикальности (т. е. физических свойств воспринимаемого явления), но и понимание (ин‑ теллектуальную оценку этих физических свойств, явления в целом и в контексте ситуации) и эмоциональную окраску воспринимаемого образа (отношение к нему).

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy