483

171 Рациональные методики включают классическую рациональную психотерапию Поля Дюбуа, когнитивную психотерапию Аарона Бека и эмоционально-рациональную психотерапию Альбера Эллиса. Групповые методики предполагают глубокую проработку пробле‑ мы в закрытых группах личностного роста и более щадящие подходы в случае проведения открытых групп, самыми известными из которых являются групп терапии творческого самовыражения по М. Е. Бурно и разнообразные группы тренинга навыков и умений. Семейная пси‑ хотерапия также является хорошо структурированной разновидно‑ стью групповой терапии. Контрольные вопросы 1. Основные методы лечения психических расстройств, показания к их назначению. Расстройства, поддающиеся лечению и неизлечимые в насто‑ ящее время. 2. Методы общебиологической терапии психических заболеваний (ЭСТ, инсулинокоматозная терапия, депривация сна, экстракорпоральная детокси‑ кация). Показания, эффективность. 3. Психофармакотерапия, основные цели, классификация препаратов, спектр их терапевтической активности. Изменение в организации психиа‑ трической помощи в связи с появлением психофармакотерапии. 4. Нейролептические (антипсихотические) средства. Спектр терапевти‑ ческой активности, показания, противопоказания. 5. Действие нейролептиков на соматовегетативную сферу, побочные эф‑ фекты и осложнения. Понятие нейролептического синдрома, его предупре‑ ждение и терапия. 6. Антидепрессанты. Основные классы, спектр терапевтической актив‑ ности, показания, противопоказания, побочные эффекты и осложнения. Нормотимические препараты (соли лития и др.), правила использования. 7. Препараты из группы транквилизаторов. Спектр терапевтической ак‑ тивности. Показания к использованию в психиатрической и общесоматиче‑ ской практике. Противопоказания, побочные эффекты, осложнения. 8. Ноотропные препараты, их терапевтический диапазон, показания к назначению. Психостимуляторы, побочные эффекты, опасности связан‑ ные с применением психостимуляторов. 9. Факторы, ограничивающие применение психофармакотерапии: ти‑ пичные побочные эффекты, формирование зависимости, возможность дли‑ тельного применения различных классов препаратов. 10. Психотерапия. Основные директивные и недирективные методы. Показания к применению. Эффективность, преимущества и недостатки по сравнению с биологической терапией.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy