483
30 Интеллект определяется как способность приобретать необходи‑ мые знания и рационально их использовать. Интеллект является ин‑ тегративной психической функцией. Его предпосылками являются память, внимание и мышление. Предпосылки интеллекта в основном формируются к концу первых трех лет жизни. Таким образом, инфор‑ мация, полученная до 3 лет закодирована несколько иначе, поэтому в последующем не воспроизводится в сознании (детская амнезия). Для удобства оценки интеллекта условно выделяют несколько его функций, к которым относятся: 1) анализ и синтез; 2) комбинаторные способности; 3) способность к обобщению и выбору; 4) способность к абстрагированию и пониманию переносного смысла; 5) способность к критике и самокритике. Задания на оценку анализа и синтеза предполагают проверку спо‑ собности испытуемого к разделению целого на смысловые составля‑ ющие (анализ) и соединения частей в единое целое (синтез). Комби‑ наторные способности оцениваются с помощью счета в уме (сложе‑ ние и вычитание двузначных чисел) и описания сюжетной линии (со‑ ставление рассказа по картинкам). Способность к обобщению и вы‑ бору (умение оценить положение вещей и сделать вывод) проверяет‑ ся с помощью сравнения двух понятий сходных только внешне («пти‑ ца и самолет», «мяч и арбуз») и задания «четвертый лишний» (один из четырех предметов – чужеродный, его нужно выделить и объяс‑ нить, почему сделан именно такой выбор). Способность к абстрагиро‑ ванию и пониманию переносного смысла изучается с помощью тол‑ кования пословиц, поговорок и крылатых выражений. Способность к критике предполагает возможность оценки ситуации как «верной» или «неверной» (задание «логические нелепости» с разнообразными неправильностями в тексте или рисунках). Способность с самокрити‑ ке – умение верно оценить самого себя, свое поведение, поступки; ис‑ следуется с помощью теста самооценки («шкала ума» и другие анало‑ говые шкалы методики Дембо-Рубинштейн). Кроме «специфических» функций интеллекта при его исследова‑ нии необходимо оценивать память, внимание, умственную работоспо- собность испытуемого, запас его знаний и умений (школьных, общежи‑ тейских и профессиональных). В условиях современного психиатриче‑ ского учреждения наиболее полная и подробная экспертиза мнестико- интеллектуальных способностей проводится медицинским психологом.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy