483

34 Лекция 4. ПАТОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ Мышление – обобщенное опосредованное отражение наиболее су‑ щественных признаков предметов и явлений, а так же связей между ними (познание мира в его существенных проявлениях). Результат мышления непосредственно не дан, он опосредован мыслительными операциями, к которым относят анализ, синтез, сравнение, обобще‑ ние, классификацию и др. Мыслительные операции протекают во вто‑ рой сигнальной системе, включающей кору лобных и височных долей головного мозга. В результате мыслительных операций формируются понятия. Каждое понятие – это выраженное словом существенное ка‑ чество предмета или явления. Вывод, сделанный в результате опери‑ рования понятиями, называется суждением. Результатом оперирова‑ ния суждениями будет появление умозаключений – выводов, которые в непосредственном наглядном виде не даны. В онтогенезе первоначально появляется наглядно-действенное мышление (результат непосредственного действия, проб и ошибок, «мышление спомощьюрук»). Далееформируется образноемышление  (результат оперирования образами-представлениями, внутренними «картинками»). Абстрактно-логическое мышление (оперирование абстракциями, т. е. моделями образов) требует уже специального на‑ учения и возникает при помощи соответствующего школьного об‑ разования. У взрослого человека задействованы все указанные виды мышления. Мышление здорового человека имеет четыре особенности. Во‑первых, оно протекает в адекватном, привычном для индиви‑ да (с учетом имеющейся стандартной ситуации) темпе. Во‑вторых, оно всегда целенаправленно, т. е. подчиняется законам волевой де‑ ятельности (мышление – это решение задач). В‑третьих, мышление здорового человека стремится быть логичным и последовательным. В‑четвертых, мышление всегда реалистично, т. е. проверяется практи‑ кой. Против этих четырех особенностей и грешат искажения мышле‑ ния в психопатологии. Принято выделять количественные и качественные нарушения мышления. Первые также называют нарушениями мышления по фор‑ ме (т. е. «формальными») или ассоциативными расстройствами. Вто‑ рые – нарушениями мышления по содержанию.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy