483

40 когда «узнаются» незнакомые люди и с‑м отрицательного двойника, ког‑ да «не узнаются» люди знакомые); симптом инсценировки («все вокруг сцена, театральная постановка, кино‑ сьемка, розыгрыш») (рис. 30). Интерпретативный бред (бред толкования) считается патологией собственно абстрактно-логического мышления. Суть предметов и явле‑ ний понимается правильно, наруше‑ но отражение связей между ними. Известен хороший пример, отличаю‑ щий чувственный бред от интерпре‑ тативного. Пациент с чувственным бредом, находясь в приемном по‑ кое больницы, видит дежурного врача, медицинскую сестру, сани‑ тара, но считает, что это «переодетые сотрудники силовых струк‑ тур» и его привезли в «тюрьму». Больной с интерпретативным бре‑ дом не сомневается в том, кто есть кто, но уверен, что работники при‑ емного покоя заранее договорились с его родственниками и «специ‑ ально упрячут» его в больницу. При интерпретативном бреде всег‑ да формируется т. н. первичная фабула – непоколебимая уверенность больного в том, что составляет основу его переживаний («неверность» жены, «преследование» со стороны начальства, удачность «научного прозрения» и пр.). Через призму первичной бредовой фабулы оцени‑ вается весь мир, все подгоняется под нее, любое индифферентное со‑ бытие становится «убедительным доказательством». Интерпретатив‑ ный бред имеет тенденцию к хроническому течению. Образный бред (бред представления) является патологией вообра‑ жения. Он основан на ложных воспоминаниях (бредовых конфабуля‑ циях) и бредовых осознаваниях (ярких представлениях о событиях, якобы происходящих в настоящее время где-то в других местах). Бред формируется или на высоте приступа болезни (тогда больше бредовых осознаваний) или на ее отдаленных этапах (больше конфабуляций). Существует три бредовых синдрома, классически описанных уже к 20‑м годам прошлого века: паранойяльный, параноидный, параф‑ ренный. Рис. 30. Острый параноид со страхом и растерянностью. G. Dumas, 1933

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy