000516

101 ПАТОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ Мышление – обобщенное опосредованное отражение наиболее существенных признаков предметов и явлений, а так же связей между ними (познание мира в его существенных проявлениях). Результат мышления непосредственно не дан, он опо‑ средован мыслительными операциями, к которым относят: анализ, синтез, сравне‑ ние, обобщение, классификацию и др. В результате мыслительных операций фор‑ мируются понятия. Каждое понятие – это, выраженное словом существенное каче‑ ство родственной группы представлений. Вывод, сделанный в результате опериро‑ вания понятиями, называется суждением. Результатом оперирования суждениями будет появление умозаключений – выводов, которые в непосредственном нагляд‑ ном виде не даны. В онтогенезе первоначально появляется наглядно-действенное мышление (ре‑ зультат непосредственного действия, проб и ошибок, «мышление с помощью рук»). Далее формируется образное мышление (результат оперирования образами- представлениями, внутренними «картинками»). Абстрактно-логическое мышле‑ ние (оперирование абстракциями, т.е. моделями образов) требует уже специально‑ го научения и возникает при помощи соответствующего школьного образования. У взрослого человека задействованы все указанные виды мышления. Мышление здорового человека имеет четыре особенности. Во-первых, оно про‑ текает в адекватном, привычном для индивида (с учетом имеющейся стандартной ситуации) темпе. Во-вторых, оно всегда целенаправленно, т.е. подчиняется зако‑ нам волевой деятельности (мышление – это решение задач). В-третьих, мышление здорового человека стремится быть логичным и последовательным. В-четвертых, мышление всегда реалистично, т.е. проверяется практикой. Против этих четырех особенностей и грешат искажения мышления в психопатологии (табл. 12). Таблица 12. Патология мышления Нарушения мышления по форме Патология суждения По темпу По целенаправ- ленности По строй- ности Навязчивые идеи Сверхценные идеи Бредовые идеи Принято выделять количественные и качественные нарушения мышления. Пер‑ вые также называют нарушениями мышления по форме (т.е. «формальными») или ассоциативными расстройствами. Вторые – нарушениями мышления по содержа‑ нию. АССОЦИАТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА Нарушения мышления по форме делятся на: 1) нарушения мышления по скоро‑ сти; 2) нарушения мышления по целенаправленности, и 3) нарушения мышления по стройности (табл. 13).

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy