000516

201 предметного сознания. Сознание здесь ограничено миром окружающих предметов. Есть самочувствие, но пока нет сформированного самосознания и ребенок еще гово‑ рит о себе в третьем лице. Третий период (от 3 до 9 лет) – индивидуального сознания. Активно формируется самосознание. Ребенок выделяет себя из мира предметов, го‑ ворит о себе в первом лице. Четвертый период (от 9 до 16 лет) – коллективного созна‑ ния. Складывается представление о субъективном мире окружающих людей, пони‑ мание необходимости считаться с другими. Пятый период (от 16 до 22 лет) – рефлек‑ сивного сознания. Появляются, основанные на субъективном опыте и самонаблюде‑ нии представления об устройстве собственной психики, своих реальных возможно‑ стях и потребностях, перспективных панах и путях их осуществления. НАРУШЕНИЯ СОЗНАНИЯ Нарушения сознания есть результат грубого расстройства высшей нервной де‑ ятельности (массивного неблагоприятного воздействия на головной мозг). Клини‑ ка нарушений сознания представлена нарушением всех психических функций, сла‑ гающих сознание (восприятия, мышления, эмоций, воли, памяти, внимания и др.). В психопатологии выделяют две группы нарушений сознания: выключение и по‑ мрачение. Выключение сознания (количественные расстройства сознания) – это на‑ рушение уровня бодрствования, энергетики сознания. Помрачение сознания (каче‑ ственные расстройства сознания) – нарушение содержания сознания. Выключение сознания В основе выключение сознания лежат наступающие в результате отека и (или) ишемии головного мозга, нарушения работы стволовых структур с прекращением деятельности ретикулярной формации, и бульбарных вегетативных центров. Все это происходит под влиянием самых разнообразных экзогенных вредностей (интоксика‑ ций, травм, сосудистых заболеваний, гипоксии, кровопотери). Выключение сознания является, по сути, единым синдромом, протекающим с тремя относительно четкими этапами: оглушения, сопора и комы. Наличие у пациента признаков выключения со‑ знания требует применения экстренных, вплоть до реанимационных, мероприятий. Оглушение Оглушение – наиболее легкое выключение сознания (его первый этап). В оглу‑ шении резко повышается порог восприимчивости, часть ситуации для больного «выпадает», воспринимаются только крупные детали, яркие раздражители. Затруд‑ нено понимание происходящего, замедлено мышление, ответы односложны. После‑ дующие воспоминания фрагментарны или отсутствуют вовсе. Отмечается двига‑ тельная заторможенность, вялость, аспонтанность (табл. 23). Таблица 23. Оглушение сознания. Повышение порога восприимчивости Заторможенность психических процессов (брадифрения) Повышение порога реакций Невосприятие мелких деталей Торможение мышления Ухудшение памяти Торможение моторики Латентный период Непонимание ситуации Олигофазия Гипомнезия Аспонтанность Вялость, оцепенение, гипомимия

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy