000524

3 . ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ Но не всегда система управления срабатывала адекватно ситуации и эффективность управления часто зависела от личности губернатора и его управленческих способностей. Так, в 1891-1892 гг. в Тобольской губернии вспыхнула эпидемия холеры. Меры, предпринятые губернатором В.А. Трой- ницким и местной администрацией для предотвращения распространения инфекции и организации своевременной специализированной медицинской помощи, были недостаточными. В результате из 29 876 заболевших около половины- 14 117человек-умерло (Культурное наследие...2008: 560). 3 де­ кабря 1892 года В.А. Тройницкий оставил пост губернатора. Вступивший в управление Тобольской губернией Н.М. Богданович, принял ряд безотлага­ тельных мер: пригласил врачей, устроил медицинские пункты, организовал быструю отправку партий переселенцев, нашел финансовые средства. В ре­ зультате эпидемия была локализована и вскоре прекратилась. А.П. Лаппо-Старженецкий организовал летом 1903 г. в Тобольской гу­ бернии - впервые в Западной Сибири - вакцинацию животных против си­ бирской язвы. При непосредственном участии Д.Ф. Гагмана и задействова­ нии административного ресурса губернский санитарный комитет успешно справился с угрозой эпидемии холеры летом 1910 года (Культурное насле­ дие... 2008: 81, 121,337, 349). Для обсуждения мер по охране общественного здоровья и борьбе с эпи­ демиями и эпизоотиями, для усиления взаимодействия различных ведомств или городских и сельских обществ, в Общее присутствие тобольского гу­ бернского правления по решению губернатора приглашали управлявших казенной палатой, государственным имуществом и удельным округом; по­ лицмейстера; городского голову; духовное лицо; помощника врачебного ин­ спектора и других, кто мог быть полезным своими знаниями и влиянием (Ерофеев 2012: 90; Фрейберг 1913: 18). В результате, по мнению И.В. Егоры- шевой и Е.И. Данилишина, голоса врачей при рассмотрении врачебно-сани­ тарных вопросов не имели решающего значения (Егорышева, Данилишина 2001: 53). Врачебные отделения губернских правлений стали исполнителя­ ми распоряжений губернатора и губернских правлений и могли принимать решения только в делах, касавшихся исполнения законных предписаний. Тогда как, вопросы, личного и имущественного права (например, приоста­ новление выдачи лекарства из частной аптеки), принимались по решению губернатора и вице-губернатора. Литература 1. Егорышева И.В., Данилишина Е.И. Губернские и уездные правительственные орга­ ны охранения народного здравия в России (XIX-начало XX века) // Здравоохранение Россий­ ской Федерации. 2001. № 1. С. 53-55. 2. Ерофеев Я.А. Центральные и губернские органы «охранения народного здравия» в XVIII-начале XX в. // Актуальные проблемы исторических исследований: взгляд молодых - 119 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy