000524
3 . ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ язвы и опухоли на теле («килы») (Балов 1896: 477). Исследуя веру в «пор чу» в XVII столетии, А. Балов отмечал распространенность ее «от царских палат до хижины бедняка», а в качестве примера приводил сыскное дело 1642-43 гг. о намерении «испортить» царицу Евдокию Лукьяновну - вторую супругу царя Михаила Федоровича и мать будущего царя Алексея Михай ловича. Подозреваемый в колдовстве некий Афонька Науменок обвинялся в том, что хотел государыню «уморить до смерти», добавляя ей в питье яд растения «целебоки» (чилибухи -тропического растения, семена которого содержали стрихнин) (Балов 1896: 478).Примечательно, что используемый в современной медицине термин «отравление» происходит от слова «тра ва», т.е. смертоносное растительное средство, найденное или «наговорен ное» волшебником-чародеем. «Порче» приписывалось отравление Марии Нагой - невесты Михаила Федоровича Романова, а также смерть его пер вой жены Марии Долгорукой. Понятие «порчи» чаще всего связывалось с нервными болезнями, психическими расстройствами, а также с женскими болезнями, бесплодием. Болезни, преследовавшие великокняжеское семейство в XV-XVII вв., а также методы народной медицины, применявшиеся для их излечения, ис следовались Н.Ю. Кумбергом. Серия его статей «Медицина в старой (до петровской) Руси» была опубликована во «Врачебной газете» в 1909 г. Анализируя древнерусскую литературу, автор выявил основные распростра ненные в народе поверья о происхождении болезней: «чародейство», «пор ча», «одержимость бесами», «дьявольский навет» и «испуг». В частности, «испуг» упоминался при описании болезни Марии Милославской, супруги Алексея Михайловича, которая «лежала больная больше года от испуга по сле коломенского бунта в 1662 г.» (Кумберг1909: 1147). Чародеям приписы валось умение «пустить болезнь по ветру», вера в которое усилилась в на чале XVII в., когда было признано царём Василием Шуйским. Так, в Перми в 1606 г. подвергся пыткам крестьянин, который якобы «напускал на людей икоту» (Кумберг 1909:1148). Чародейство как способ вызвать болезнь часто приписывалось инозем цам, особенно в случае военного конфликта. В 1632 г. царь Алексей Ми хайлович предупреждал псковских воевод, что, по сведениям лазутчиков, «в литовских городах баба-ведунья наговаривает на хмель, который из Литвы возят в наши города, чтобы этим хмелем на людей навести моровое пове трие». Хмель в Литве было запрещено покупать под страхом смертной каз ни. А в 1635 г. уже самого царя приближенные предостерегали от «насылоч- ного дурна» в грамотах и подарках турецкого султана (Кумберг 1909:1150). Медиков XIX века интересовала и «номенклатура» болезней, имевшая хождение в Московском государстве: многие названия сохранились в на роде до начала XX в. и упоминались крестьянами на врачебных приемах. - 143 -
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy