000524
3 . ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ Н.Ю. Кумберг выявил такие расхожие термины как «падучая» (эпилепсия), «телесная юность» (инфантилизм), «сухотка» (сифилитическое поражение спинного мозга). Часто упоминалась «кила» (грыжа, опухоль). Среди методов лечения и лекарственных средств, применявшихся в Мос ковской Руси, Н.Ю. Кумберг обнаружил «безуй камень» (безоаровый камень), «зажигание трута в разных частях тела» (моксатерапия), индроговый песок (измельченный бивень нарвала), зверобой, квасцы, чечуй-трава (горец), чили буху («рвотные орешки»), И.И. Любименко нашла сведения об употреблении опиума, ревеня, аниса, александрийского листа (сенны александрийской). Ле карственные средства упоминались обычно в связи с врачеванием известных персон: царя и его приближенных, священнослужителей. Так, при описании болезни патриарха Никона упоминался ряд лекарственных средств, которые он вначале принимал сам, а затем стал лечить ими своих прихожан. «Мы ви дим в нем первого русского эмпирика, врача-самоучку» - отмечал. Н.Ю. Кум берг (Кумберг 1909: 1152). Исследованием лекарственных растений, приме нявшихся в XVI-XVII вв. занимался Л.Б. Вейнберг. Будучи фармацевтом, он изучал описания внешнего строения растений в древнерусских травниках итаким образом пытался соотнести старинные названия трав с ботанической номенклатурой конца XIX в. Среди лекарственных средств, которые ему уда лось «опознать»: чабрец, лиственничная губка (трут лекарственный), майник, ужовник, золотарник (золотая розга), розмарин, чертополох, таволга («зем ляные орешки»), табак, василек, душица, лапчатка прямостоячая (калган), ястребиночка обыкновенная (Вейнберг 1888). Мистические лекарственные средства обнаружила И.И. Любименко: порошок из зайцев от каменной болезни, волчья кожа и сердце волка - от искривления матки. Мистическое происхождение и чудодейственные целеб ные свойства приписывались безоаровому камню и индрогу. Для царской аптеки в XVII в. их покупали за границей за огромные деньги. По словам И.И. Любименко, врачебная терапия Московской Руси представляла собой «пеструю смесь методов и лекарств вполне целесообразных, употребление которых сохранилось до наших дней, со средствами совершенно фантасти ческими» (Любименко 1917: 18). Особая роль в целительской практике отводилась вину и другим спирто содержащим жидкостям. М.Ю. Лахтин приводит в качестве примера указы Михаила Федоровича Романова, которые наглядно иллюстрируют, насколько велика была вера в целебные свойства вина: «.. .ратным людям... давать го сударево запасное вино, смотря по службе и по ранам, да и больным всяких чинов служилым людям вино давати же» (Лахтин 1904: 360). Впоследствии, в петровскую эпоху, эти представления не утеряли популярность. В офи циальном донесении генерал-майора Гинтера генерал-фельдцейхмейстеру Брюсу говорилось: «... а без вина и без пива лекарство хотя и давать, а в том - 144 -
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy