000524

3 . ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ Н.Ю. Кумберг выявил такие расхожие термины как «падучая» (эпилепсия), «телесная юность» (инфантилизм), «сухотка» (сифилитическое поражение спинного мозга). Часто упоминалась «кила» (грыжа, опухоль). Среди методов лечения и лекарственных средств, применявшихся в Мос­ ковской Руси, Н.Ю. Кумберг обнаружил «безуй камень» (безоаровый камень), «зажигание трута в разных частях тела» (моксатерапия), индроговый песок (измельченный бивень нарвала), зверобой, квасцы, чечуй-трава (горец), чили­ буху («рвотные орешки»), И.И. Любименко нашла сведения об употреблении опиума, ревеня, аниса, александрийского листа (сенны александрийской). Ле­ карственные средства упоминались обычно в связи с врачеванием известных персон: царя и его приближенных, священнослужителей. Так, при описании болезни патриарха Никона упоминался ряд лекарственных средств, которые он вначале принимал сам, а затем стал лечить ими своих прихожан. «Мы ви­ дим в нем первого русского эмпирика, врача-самоучку» - отмечал. Н.Ю. Кум­ берг (Кумберг 1909: 1152). Исследованием лекарственных растений, приме­ нявшихся в XVI-XVII вв. занимался Л.Б. Вейнберг. Будучи фармацевтом, он изучал описания внешнего строения растений в древнерусских травниках итаким образом пытался соотнести старинные названия трав с ботанической номенклатурой конца XIX в. Среди лекарственных средств, которые ему уда­ лось «опознать»: чабрец, лиственничная губка (трут лекарственный), майник, ужовник, золотарник (золотая розга), розмарин, чертополох, таволга («зем­ ляные орешки»), табак, василек, душица, лапчатка прямостоячая (калган), ястребиночка обыкновенная (Вейнберг 1888). Мистические лекарственные средства обнаружила И.И. Любименко: порошок из зайцев от каменной болезни, волчья кожа и сердце волка - от искривления матки. Мистическое происхождение и чудодейственные целеб­ ные свойства приписывались безоаровому камню и индрогу. Для царской аптеки в XVII в. их покупали за границей за огромные деньги. По словам И.И. Любименко, врачебная терапия Московской Руси представляла собой «пеструю смесь методов и лекарств вполне целесообразных, употребление которых сохранилось до наших дней, со средствами совершенно фантасти­ ческими» (Любименко 1917: 18). Особая роль в целительской практике отводилась вину и другим спирто­ содержащим жидкостям. М.Ю. Лахтин приводит в качестве примера указы Михаила Федоровича Романова, которые наглядно иллюстрируют, насколько велика была вера в целебные свойства вина: «.. .ратным людям... давать го­ сударево запасное вино, смотря по службе и по ранам, да и больным всяких чинов служилым людям вино давати же» (Лахтин 1904: 360). Впоследствии, в петровскую эпоху, эти представления не утеряли популярность. В офи­ циальном донесении генерал-майора Гинтера генерал-фельдцейхмейстеру Брюсу говорилось: «... а без вина и без пива лекарство хотя и давать, а в том - 144 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy