000524
3 . ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ пользы мало бывает, а лекарству только трата» (Лахтин, 1904: 360). Вино служило также основой различных лекарственных настоек. Так для борьбы с цингой, свирепствовавшей в Астрахани в 1672 г., по указанию Аптекар ского приказа производилось 300 «ведер сосновых вершин, намоча в вине» (Лахтин 1904: 360). Помимо вина и уксуса, расхожим лекарственным средством был экзо тический в то время перец. Грамота, посланная из Ольшанского острога в Москву в 1664 г. от детей боярских, стрельцов и казаков, содержала много численные жалобы на плохое здоровье и высокую смертность, в частности, из-за отсутствия перца: «... изымают скорби и болезни от полевых ветров великия, и от тех скорбей многие помирают... жить становится не в силу» (Лахтин, 1904: 361). Уже в допетровское время арсенал лечебных средств дополнился крово пусканием. Основанное на гуморальной теории, известной с античных вре мен, кровопускание широко практиковалась европейскими врачами, приез жавшими на российскую службу. Однако данная процедура была доступна лишь представителям привилегированных сословий, в народе распростра нения не получила - в силу сложности и дороговизны. М.Ю. Лахтин указы вал, что процедура кровопускания была достаточно рискованной, но вместе с тем и хорошо оплачиваемой: «в 1641 г. доктор Собелис «открывал кровь» царю Михаилу Федоровичу, за что ему было пожаловано 10 арш. кизилбаш- скаго бархата, 10 арш. камки и 10 соболей... В 1662 год лекарю Симону Заммеру были пожалованы две пары соболей по пяти рублей каждая «для того, что отворил жильную (кровь) комнатным и иным людям»» (Лахтин 1904: 361). Как правило, кровопускание производили в бане, о количестве выпускаемой крови свидетельствует эпизод лечения царя Михаила Федоро вича в 1643 г., когда ему было выпущено три четверти фунта (примерно 300 граммов - авт.) «руды». Дороговизна процедуры кровопускания обусловила серьезную конкуренцию среди врачей и лекарей, а также их стремление не допустить к ней знахарей из народа. В своде рекомендаций по кровопуска нию XVII века, исследованном М.Ю. Лахтиным, излагались необходимые условия для проведения этой процедуры. Определяющее значение имело «положение небесных светил», состояние же больного считалось второсте пенным. Указывалось, что не признавать эти правила могут только «бабища чародеи» и «худые неискусники»» (Лахтин 1904: 361). Таким образом врачи и лекари пытались выиграть борьбу за пациента, не допуская к кровопуска нию неграмотных самоучек-знахарей, естественно, ничего не сведущих в положении светил. Проникновение в Московское государство в XVII в. европейской науч ной медицины, статус иноземных докторов при московских государях ис следовала историк и архивист И.И. Любименко. Ею обнаружены и первые - 145 -
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy