000524

3 . ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ (Цветаева Г.А., 1984). Древние римляне астрагалами называли «позвонки домашних животных, которые употреблялись для игры в кости» (Иллюстри­ рованный энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, т. 2, 2005). Данный факт свидетельствует о постепенном распространении игры в кости на планете с юга на север. В соответствии с греческой мифологией, игральные кости изобрёл Па- ламед (Ботвинник М.Н., Коган М.А. и др., 1965). Надо добавить, что этот же герой считался изобретателем алфавита, цифр, монет, игры в шашки и счёта времени по месяцам; несмотря на это, ложно обвинённый в предательстве, он был побит камнями. Геродот, в свою очередь, в первой книге «Истории» пишет, что игру в кости придумали лидийцы: «...и игры, которые ныне в ходу у них и у эллинов, - их изобретение» (Геродот, 1999). Но археологи опровергают эти мифологические и литературные факты, считая, что игра в кости была известна уже в древней Индии, Китае, Лидии и Египте. Упоминания об игре в кости в древнеиндийских памятниках - собра­ нии гимнов «Ригведа» и эпосе «Махабхарата» - отражают популярность этой азартной игры в Древней Индии. В «Махабхарате» эпизод игры в ко­ сти включён в основную сюжетную линию поэмы - повествование о борьбе двоюродных братьев: Юдхиштхира, старший из пандавов, проигрывает кау- равам царство, братьев, себя и Драупади - общую жену пандавов («Махабха­ рата», 1974). В самом знаменитом эпизоде «Махабхараты» - сказании о Нале и Дамаянти весь сюжет строится вокруг игры в кости. Наль, играя костями, заколдованными злым духом Кали, проигрывает своё царство и удаляется в изгнание; кости, превратившись в птиц, догоняют его и обманом отнимают последнюю одежду. Показательно описание игроков перед началом игры: «По жадному блеску их глаз и трясущимся рукам было видно, что они из той человеческой породы, имя которой - игроки». (Немировский А.И., 2004). Очень верное в клиническом смысле замечание. Некоторые исследователи (Линдер И.М., 1975) предполагают, что пер­ воначальный способ игры в чатурангу (индийский прообраз современных шахмат) заключался в следующем: «Соперники делали ходы поочерёдно в соответствии с показаниями игральной кости». Другими словами, даже столь интеллектуальная игра, как шахматы, представляла поначалу лишь одну из разновидностей игры в кости. Таким образом, точное установление времени происхождения азартных игр и связанной с ними игровой зависимости невозможно. Интересен дру­ гой факт, имеющий отношение уже не к археологии, а к этике, - практи­ чески однозначно отрицательное отношение к разным видам азартных игр. В Спарте они были запрещены. В Древнем Риме существовало постановле­ ние, согласно которому деньги, проигранные в азартных играх, могли быть возвращены по требованию человека, проигравшего их. Это напоминает нам - 206 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy