000524

3 . ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ современный подход к вопросу о преступлении, совершённом психически больным человеком в состоянии невменяемости. Так что вполне корректно будет заключить, что к азартным играм относились не только негативно, но и воспринимали их как патологическое состояние психики. Две тысячи лет христианство воспитывает человека в воздержанности и целомудрии, призывая его противостоять пагубной страсти. В «Указа­ теле» константинопольского патриарха святого Иоанна Златоуста (между 344 и 354 - 407 гг.) немало сказано на актуальную для того времени тему: «Игра в кости для многих не кажется злом, но любовь к ней вводит в жизнь тысячу зол». Пророк Мохаммед (570-632 гг.) в Коране предупреждал: «О, вы, которые уверовали! Вино, майсир... - мерзость из деяния сатаны. Сторонитесь же этого, - может быть, вы окажетесь счастливыми!» (Сура 5). (Коран, 1990). Термином «майсир» назывались азартные игры. По мнению последователей ислама, Аллах определил для людей чёткие и ясные правила, объясняющие законные методы приобретения благ и призванные защитить собственность и права каждого индивидуума. Таким образом, любое действие, ведущее к нарушению основных принципов исламской законности (защита человека, его чести, имущества...) или несущее негативное воздействие на общест­ во, - запрещено. Германский король Оттон I (912-973) запрещал духовенству играть в ко­ сти под угрозой отлучения, хотя, как отмечают современники, без особого успеха. Мало проку было и от указа английского короля Генриха II (1133- 1189), запретившего в 1188 году эту игру для крестоносцев. (Иллюстриро­ ванный энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, т. 11, 2006). Игорные дома, по-видимому, впервые возникли в XII веке в Италии, а наибольшее распространение азартные игры получили в XIII-XIV вв. в Германии. Это объясняется тем, что в большинстве мелких германских государств игорные заведения были поощряемы правительствами, так как они платили значительные налоги. Причём деятельность данных заведений совершенно не регулировалась государством. Так, например, если на оплату проигрыша имущества не хватало, то человек мог быть продан в рабство, а деньги, вырученные от этой сделки, шли на оплату долга. Но одновремен­ но стали появляться законы, ограничивающие деятельность игорных заведе­ ний, которые поддерживала христианская церковь, видя в играх проявления язычества. Отдельно стоит упомянуть работу знаменитого учёного и философа Джероламо Кардано, который сам был азартным игроком (помимо чего стра­ дал ещё шизотипическим расстройством), посвящённую азартным играм: «Книга об азартных играх» (1564 г.). - 207 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy