000524
4. ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ Несомненным событием в российской истории охраны здоровья детей в дореформенный период стало создание предпосылок для выделения педиа трии в самостоятельную науку и предмет преподавания, а через неё - в фор мирование взглядов на охрану здоровья детей как на системную проблему. Выделим в этом отношении три посыла. Во-первых, в XVIII-начале XIX веков сбережение жизни младенцев ста новиться заметным явлением общественной и научной мысли. Указанная проблема привлекала пристальное внимание общественности, прогрессив ных ученых и врачей: М.В. Ломоносова, С.Г. Зыбелин, Н.М. Максимови ча-Амбодика, И.Л. Данилевского и др. Свидетельством острого беспокой ства российской общественности крайне высоким уровнем младенческой смертности является объявление в 1833 г. Вольно-экономического общества конкурса на лучшее сочинение «О причинах большой смертности детей на первом году жизни и мерах к ея отвращению» [4]. Во-вторых, зарождение практической педиатрии в России связано не только с организацией Воспитательных домов, но и с открытием трех дет ских больниц на 240 коек - двух в Петербурге (1834 г. и 1844 г.) и в Москве (1842 г.). Здесь важно подчеркнуть, что в воспитательных домах и первых детских больницах врач приходил в палаты больных детей ежедневно в те чение многих лет, поэтому легко предположить, что он в отличие от коллег, работающих в стационарах для взрослых пациентов, эмпирически форми ровался как врач-педиатр. Другими словами, воспитательные дома и первые детские больницы, став своего рода кузницей первых детских врачей, дока зывали необходимость преподавания детских болезней. В-третьих, центральным событием в формировании научной педиатрии стало появление в 1847 г. первого отечественного руководства по педиатрии «Педиятрики» С. Ф. Хотовицкого. Он выдвинул важнейший постулат о том, что предмет педиатрии не только больной, но и здоровый ребёнок, а её объ ект - в равной степени сохранение здоровья и лечение болезни. Давая объективную оценку системе охраны здоровья детей дорефор менной России, следует сказать, что она не решила главную проблему - заметного снижения детской смертности. Однако государство и общество, во-первых, создали пусть ограниченную, но систему медико-социальной по мощи самому не защищенному контингенту детей - незаконнорожденным и сиротам. Во-вторых, в воспитательных домах и детских больницах стал накапливаться опыт не только клинической, но и профилактической педи атрии. В-третьих, в первой половине XIX века формируются условия для выделения педиатрии в самостоятельную отрасль медицины. Во второй половине XIX столетия в России острой становится поста новка вопроса о необходимости значительно большего внимания со стороны государства к сохранению жизни и здоровья детей, прежде всего, у самой - 238 -
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy