000524

4. ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ интеллигенции, которая ответила за октябрьские события явным саботажем. Проф. В.Н. Шевкуненко, например, сформировал группу студентов для ме­ дицинского обеспечения отрядов, штурмовавших Зимний дворец и Павлов­ ское военное училище. Бригада медицинских сестер и студентов академии приняла также участие в работе медицинского пункта, развернутого для красногвардейцев на Финляндском вокзале [3, с. 41; 8 ]. В дни угрожаемого для Петрограда положения в связи с германским вторжением и в период активного создания Красной Армии на добровольных началах профессорами и преподавателями академии 25.02.18 г. была приня­ та резолюция, в которой констатировалось, что «Академия горячо отзыва­ ется на призыв защиты Родины, немедленно принимая все меры к широкой организации помощи больным и раненым и, формируя специальные группы из врачей и студентов для борьбы с возникшими эпидемиями, вместе с тем, продолжает по возможности, свои научно-учебные занятия и лечебную дея­ тельность». Для «подачи первой помощи» раненым и для «организации мер по борьбе с заразными болезнями» в академии создаются две комиссии под руководством соответственно профессоров В.А. Оппеля и Н.Я. Чистовича [3, с. 41]. 10.03.18 г. приказом по ГВСУ № 44 Военно-медицинская академия в связи с переездом управления в Москву передается в полное ведение Пе­ троградского окружного военно-санитарного управления, а тремя днями по­ зже испытательная комиссия академии «... признала приобретшими степень лекаря с отличием 109 лиц и степень лекаря - 12 лиц» [1, дело 5, лист 41]. Несмотря на экономические трудности и близость к фронту, ее профес­ сора и преподаватели нашли в себе силы для постановки и решения новых проблемных вопросов подготовки врачебных кадров для Красной Армии. Среди них особое место занимала инициатива по восстановлению в акаде­ мии пятилетнего срока обучения, сокращенного на год еще в начале Первой мировой войны. Неопределенность служебно-профессионального положения так назы­ ваемых «зауряд-врачей» (исключенных по недисциплинированности, уско­ ренно выпущенных студентов старшего курса), их неоднократные обраще­ ния в академию о желании завершить врачебное образование послужили основанием для Конференции академии к принятию решения об организа­ ции, начиная с 1917/18 учебного года, подготовки студентов по пятилетней программе и об укомплектовании выпускного курса исключительно зауряд- врачами. В мае 1918 г. студенты 5-го курса академии сдали выпускные экза­ мены и обрели, наконец, права «врачебного гражданства». Другим примером искреннего желания академии в трудное для Отечест­ ва время внести вклад в совершенствование системы подготовки военно-ме- дицинских кадров явилась разработка «Проекта правил о прикомандирова- 246 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy