000524
4. ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ составляла 30-40%. Не были до конца решены вопросы равномерного распре деления стоматологических кадров по территориям, штатного укомплектова ния должностей стоматологов и зубных врачей, а также наблюдались диспро порции в обеспеченности специалистами в городах и сельской местности. Основным направлением в развитии сети стоматологических учрежде ний стала организация самостоятельных стоматологических поликлиник. Те ория о том, что стоматологи и зубные врачи должны были работать только в «тесной связке» под «одной крышей» с врачами амбулаторно-поликлини ческого звена потеряла свою актуальность. Количество стоматологических поликлиник возросло с 409 в 1969 г. до 521 (из них 67 детских) в 1974 г., однако во многих территориях предусмотренного центральными органами здравоохранения прироста не отмечалось. В начале 1960-х гг. господствующая в советском практическом зубо- протезировании с 1930-х гг. теория «массового зубопротезирования» стала подвергаться критике. По мнению главного стоматолога СССР В.Ф. Рудько в советском зубопротезировании «значительно недооценивался косметиче ский фактор» [Рудько, 1964]. Начальник главного управления лечебно-про- филактической помощи М3 РСФСР Н.И. Матвеев в 1965 г. отмечал: «настало время широкого внедрения в практику зубных протезов, которые исключали бы заметные металлические «пятна» во рту» [Матвеев, 1966]. В практики ор топедической стоматологической помощи страны должны были широко вне дрятся методики эстетического протезирования. С целью увеличения количества и повышения качества стоматологи ческой помощи, с подачи центральных органов здравоохранения, в стра не стали проводиться мероприятия по укрупнению лечебных учреждений, повышению производительности труда, экономии материальных средств и трудовых затрат. Более того, деятельность стоматологических служб была направлена не только на совершенствование территориально-участковой и цеховой формы оказания стоматологической помощи по «обращаемости», но и на постепенный переход на диспансерные методы лечения организованных групп населения [Гончар 2015]. Однако односторонняя ориентация на административные методы управ ления, не в полной мере принимавшиеся во внимание экономические сторо ны деятельности стоматологических практик страны, уже в середине 1970-х г. привели к отставанию темпов развития службы в стране. Особенно остро это проявилось в состоянии материально-технической базы, а применяемые технологии не требовали высокой квалификации врача, что отрицательно сказывалось на объемах и качестве стоматологической помощи. Внедрение новых методов и технологий лечения и протезирования на местах «тормо зилось» и «пробуксовывалось», что трактовалось центральными органами здравоохранения как недостаточная работа местных стоматологических об- 264-
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy