000524
4. ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ врачебной практике заменяется активно поощрительной политикой. На этой волне стали создаваться стоматологические кооперативы на базе государ ственных структур, увеличилось количество частных стоматологических практик, формируются хозрасчетные стоматологические кабинеты на пред приятиях и организациях. Устоявшаяся традиция платного оказания стома тологической помощи населению в СССР стала приобретать новые черты и законные основания. Однако государство не отказалось от монополии в сфере оказания меди цинской помощи, не предполагало создание смешанной экономики, соеди няющей в себе частную и общественную инициативу. Подтверждением тому являлась разработанная М3 СССР в 1988 г. «Программа развития стомато логической помощи в СССР до 2000 г.», которая не предусматривала роста новых организационных форм оказания этого вида медицинской помощи: индивидуальной или кооперативной. По мнению профессора В.Д. Вагнера, из-за перестроечных процессов эта программа «даже не начала реализовы ваться» [Вагнер, 2001]. Деятельность стоматологических служб общественного здравоохранения СССР была направлена на решение, в первую очередь, социально-гигиениче- ских аспектов практической стоматологии и выполняла задачи по усреднен ным методикам в максимально возможном объеме. В погоне за количествен ными показателями стоматологическая помощь не всегда была ориентирована на конечный результат - здоровье населения. За цифрами не было видно ре альных людей, ради здоровья и комфорта которых были организованы и функ ционировали общественные стоматологические службы страны. Население было не полностью удовлетворено уровнем профессиональной работы врачей из-за низкого качества стоматологического оборудования, пломбировочных и зубопротезных материалов, острой нехватки инструментов и лекарственных препаратов, недостатком препаратов для местной анестезии, уровнем сервиса государственных стоматологических практик. Попытки государства повысить качество стоматологической помо щи были мало результативны, а тенденции построения стоматологической сети ориентированнойна узкую специализацию стоматологической помощи (терапию, ортопедию, хирургию и стоматологию детского возраста) стало разобщать лечение на ряд несвязанных между собой фаз, что приводило к безответственности специалистов за его конечный результат. Вместе с тем, бесплатность стоматологического лечения, его относительная доступность, социальная защищенность пациента, недостаточная осведомленность в во просах стоматологических заболеваний, в большой мере компенсировали все недостатки. Таким образом, в 1960-1980-е гг. в СССР была окончательно оформле на организационная модель стоматологической службы, отвечающая эко- 267-
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy