000524

4. ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ врачебной практике заменяется активно поощрительной политикой. На этой волне стали создаваться стоматологические кооперативы на базе государ­ ственных структур, увеличилось количество частных стоматологических практик, формируются хозрасчетные стоматологические кабинеты на пред­ приятиях и организациях. Устоявшаяся традиция платного оказания стома­ тологической помощи населению в СССР стала приобретать новые черты и законные основания. Однако государство не отказалось от монополии в сфере оказания меди­ цинской помощи, не предполагало создание смешанной экономики, соеди­ няющей в себе частную и общественную инициативу. Подтверждением тому являлась разработанная М3 СССР в 1988 г. «Программа развития стомато­ логической помощи в СССР до 2000 г.», которая не предусматривала роста новых организационных форм оказания этого вида медицинской помощи: индивидуальной или кооперативной. По мнению профессора В.Д. Вагнера, из-за перестроечных процессов эта программа «даже не начала реализовы­ ваться» [Вагнер, 2001]. Деятельность стоматологических служб общественного здравоохранения СССР была направлена на решение, в первую очередь, социально-гигиениче- ских аспектов практической стоматологии и выполняла задачи по усреднен­ ным методикам в максимально возможном объеме. В погоне за количествен­ ными показателями стоматологическая помощь не всегда была ориентирована на конечный результат - здоровье населения. За цифрами не было видно ре­ альных людей, ради здоровья и комфорта которых были организованы и функ­ ционировали общественные стоматологические службы страны. Население было не полностью удовлетворено уровнем профессиональной работы врачей из-за низкого качества стоматологического оборудования, пломбировочных и зубопротезных материалов, острой нехватки инструментов и лекарственных препаратов, недостатком препаратов для местной анестезии, уровнем сервиса государственных стоматологических практик. Попытки государства повысить качество стоматологической помо­ щи были мало результативны, а тенденции построения стоматологической сети ориентированнойна узкую специализацию стоматологической помощи (терапию, ортопедию, хирургию и стоматологию детского возраста) стало разобщать лечение на ряд несвязанных между собой фаз, что приводило к безответственности специалистов за его конечный результат. Вместе с тем, бесплатность стоматологического лечения, его относительная доступность, социальная защищенность пациента, недостаточная осведомленность в во­ просах стоматологических заболеваний, в большой мере компенсировали все недостатки. Таким образом, в 1960-1980-е гг. в СССР была окончательно оформле­ на организационная модель стоматологической службы, отвечающая эко- 267-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy