000524
4. ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ богиня Бэсит, реже богиня Таурт, беременная самка гиппопотама с жен скими грудями, руками и волосами и с зубами крокодила. С эпохи XII ди настии (1991-1785 гг. до н.э.) культ Бэса распространился по всему Египту. Исследования показали, что Бэс - не отдельное божество, а собирательное название различных, отличающихся друг от друга карликовых божеств, ко торые, начиная с эпохи Нового царства (1552-1070 гг. до н.э.), смешива ются, сливаются друг с другом. Различали следующие ипостаси Бэса: Бэс- Аха (Бэс-Воин), защитник от злых духов, скорпионов, змей и т.п. и Бэс-Хит (Бэс танцующий), божество пляски, веселья, музыки, покровитель невест и свадебных торжеств. В виде Бэса изготовляли амулеты; изображения Бэса - покровителя женской красоты - встречаются на гребнях, зеркалах, ларцах; иногда их вытатуировывали на теле. Культ Бэса был очень популярен и не прерывался на всем протяжении истории Древнего Египта. Божества с близкой иконографией и функциями, аналогичными функ циям Бэса, почитались у многих народов Средиземноморья, Передней и Сред ней Азии, Дальнего Востока, Причерноморья и Приуралья. Именно он, «еги петский карлик Гарпократ», по свидетельству Плутарха, явился прототипом одному из мифологических сыновей древнегреческого бога врачевания Ас- клепия - Телесфору, гению выздоровления (буквально «приводящий к бла гополучному концу»). Искусство Древней Греции и Древнего Рима также не обошло вни манием тему «маленьких людей». История сохранила сведения о том, что непропорциональной карликовостью (вероятно, ахондроплазией) страдал древнегреческий философ-баснописец Эзоп. На фрагментах мозаики, укра шавшей пол на вилле древнеримского врача (II век до н.э. - I век н.э.), изо бражены двое детей с ризомелическим укорочением конечностей: девочка с укорочением плечевых и бедренных костей и вальгусной деформацией го леней и мальчик 3-4 лет с укорочением конечностей и варусными голенями. Многочисленные письменные свидетельства о разных формах карли ковости часто встречаются вплоть до V в. н.э., но ни в одном из них нет даже намека на отрицательное отношение к подобным дефектам роста, за исключением, разве что, законов Древней Спарты, где слабых и уродливых детей старейшины сбрасывали в пропасть. Полному неприятию и изоляции подвергались больные с диспропор циональной карликовостью в средневековой Европе. Дело в том, что в те времена таких детей по католической традиции считали «сатанинским от родьем» или результатом сожительства женщины с животными. Несмотря на то, что еще Аристотель (384-322 гг. до н.э.) показал абсурдность по добной точки зрения, имеются указания, что вплоть до XVII в. в Дании и Северной Америке имели место случаи казни женщин, родивших детей с врожденными пороками. О столь фантастической причине возникновения - 276 -
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy