000524

4. ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ врожденных пороков развития, учитывая традицию западного христианства и стремясь ее опровергнуть, высказывался Петр Великий в своем указе от 13 февраля 1718 г. о создании Кунсткамеры. Приводя аргументы богословского и медицинского содержания и просто взывая к здравому смыслу, он писал; «только невежды могут полагать, что уроды родятся от действия дьяволь­ ского; творец всей твари - Бог, а не дьявол; уродство - это физиологическая аномалия». От полного неприятия отношение к непропорциональным карликам с конца XV в. перешло в некую форму издевательства над ними. Кощунст­ венно-игровой момент постоянно присутствовал в интересе царских до­ мов того времени к уродам в целом. При дворах французского Людовика XIII, испанского Филиппа IV, российского Петра I и других европейских самодержцев содержался постоянный штат карликов, безумцев и шутов, ре­ гулярно устраивались показательные карликовые свадьбы и похороны. Вот как описывает похороны одного карлика в Санкт-Петербурге в своем днев­ нике от 1 февраля 1724 г. камер-юнкер Ф.В. Берхгольц: «... Тотчас позади их шел маленький карло, фаворит императора, в качестве маршала ... На этом карле, как и на всех прочих его товарищах, была длинная черная мантия; он шел во главе других карликов, следовавших за ним попарно, именно мень­ шие впереди, большие позади, и в числе их было немало безобразных лиц и толстых голов.... Император вместе с кн. Меньшиковым шел за процессиею пешком ... Когда карла сажали там в сани, он, говорят, многих из них бросал туда собственными руками. Умерший карло был тот самый, для которого в 1710 году устроена была большая и знаменитая свадьба сорока пар карл и карлиц, собранных по приказанию императора, изо всего государства». Тем не менее, именно в то время такими художниками, как Иероним Босх, Питер Брейгель, Джузепе де Рибера, Диего Веласкес, Якоби В.И. были созданы шедевры мировой живописи, касавшиеся темы непропорциональ­ ной карликовости. С полным правом лучшей частью творческого наследия испанского художника Диего Веласкеса (1599-1660 гг.) можно назвать его «тератологическую» серию портретов придворных карликов и шутов. Кар­ тина, изображающая карлика дона Себастьяна де Морра, больного страдаю­ щего ахондроплазией, убеждает силой искусства своего творца, что условно восхваляемые достоинства - телесная красота, сила, богатство, в действи­ тельности, не являются самыми ценными в человеческом предназначении, а есть что-то более важное, более ценное - мудрость, доброта, сострадание. Вот почему безобразие уродцев с картин Веласкеса превращается у худож­ ника в достоинство. С начала XIX столетия отношение к больным с непропорциональной карликовостью стало кардинально меняться. Под влиянием научных работ И. Меккеля, отца и сына Сент-Илеров, П.И. Митрофанова и других ученых, - 277 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy