000524

4. ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ Под руководством С.Е. Минца ее сотрудники разработали «Положение о Центральной комиссии психофизиологических исследований Красной Армии и Флота при ГВСУ», «Положение о Центральной психофизиологи­ ческой лаборатории ВВС», «Положение о психофизиологической лаборато­ рии учебных заведений ВВС» и «Положение об установлении переходящего приза им. Реввоенсовета Республики за лучшие результаты психофизиоло­ гической подготовки частей РККА и флота». В 1924-1929 гг. психофизиологические лаборатории были созданы во всех военных округах и при всех летных школах. В 1925 г. утверждены По­ ложение и штат психофизиологической лаборатории округа, фронта и ар­ мии. При такой масштабной работе по созданию лабораторий, безусловно, требовалось методологическое обеспечение исследований, согласование подходов, методов, показателей и критериев принятия экспертных решений, формирования и оценки получаемых при обучении навыков и умений. Осо­ бую сложность представляла оценка индивидуальных различий в выполне­ нии тех или иных заданий летчиками с разными показателями успешности освоения летной профессии. В связи с этим для повышения уровня методического обеспечения пси­ хофизиологических исследований при Военно-медицинской академии были организованы курсы методической подготовки специалистов для укомплек­ тования психофизиологических лабораторий в армии и на флоте. Обраща­ лось внимание на необходимость формирования у летчиков навыков «рас­ средоточения внимания», «раннего или позднего выравнивания» самолета, оценки психофизиологического состояния учлетов в связи с недосыпанием, утомлением, перегрузками и признаками «тормозимости». Анализирова­ лись причины отказа в работе мотора из-за неправильных действий учлетов, «тугого» усвоения ими летной программы и переоценки летных качеств. Ставились и обсуждались вопросы определения «пониженных» летных ка­ честв и необходимости инструктирования перед полетами, установления продолжительности программ летной подготовки и разработки единых ме­ тодов летного обучения, нормирования летной работы, подготовки инструк­ торов и целесообразности обучения у одного инструктора. Материалы исследований психофизиологических лабораторий обобща­ лись и докладывались вышестоящему командованию для принятия решений в интересах предупреждения летных происшествий. Результаты работы пси­ хофизиологических лабораторий и накопленный ими опыт методического обеспечения разработок создали возможности для проведения комплексных исследований. В 1928 г. были утверждены «Положение и штаты психофизи­ ологических лабораторий ВСУ РККА по изучению летного труда». Новые возможности по проведению медико-психологических и психофизиологиче­ ских исследований в авиации, появились в связи с созданием в 1930 г. На- 301 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy