000524
4. ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ фронтах (авиационные отделения госпиталя фронтовой базы) и занимались созданием и обеспечением работы специализированного авиационного го спиталя на 300 коек. Санитарно-гигиеническая работа проводилась на поле вых аэродромах Волховского, Северо-Западного, Южного, Юго-Западного фронтов и предусматривала оказание практической помощи авиационным врачам (В. А. Спасский, В. В. Левашов). Были также разработаны и введе ны пайки для парашютно-десантных частей. Сотрудники института занима лись анализом безвозвратных и санитарных потерь среди летного состава и разработкой мероприятий по их снижению (В. А. Спасский, В. В. Левашов, Г. Р. Грайфер). Разработаны и приняты на снабжение средств защиты летного состава: защитные каски для летчиков (В. А. Спасский, В. В. Левашов) и для лица от ожогов (В. А. Спасский). Обоснованы мероприятия по медицинскому обеспечению боевых действий авиации, рекомендовано кислородное пи тание после травм черепа (Д. И. Иванов), при ночных полетах и примене ние стимуляторов в авиации (А. Г. Кузнецов). Разработаны рекомендации по обеспечению безопасности полета на самолетах опытных конструкций (Д. Е. Розенблюм, Д. И. Иванов). Издан учебник «Авиационная медицина», разработан и внедрен медицинский паспорт летчика, проведено 6 сборов фронтовых авиационных врачей. Обобщая направления и содержание исследований авиамедицинской направленности в период становления отечественной авиации, можно от метить следующее. Потребность в их проведении вызывалась необходимо стью снижения аварийности в процессе и после обучения летному делу в результате ошибочных и несвоевременных действий учлетов и летчиков при пилотировании аэропланов. Решение этой задачи осуществлялось путем от бора лиц по их способностям к обучению летному делу, улучшения перво начальной летной подготовки, совершенствования оборудования кабин, по вышения устойчивости организма летчика к факторам полета и сохранения необходимых навыков. Все это предполагало оценку способностей к обуче нию летному делу, определение профессионально важных качеств, подле жащих формированию и развитию, изучение особенностей летного труда для учета при разработке приборной доски, средств отображения полетной информации, системы управления полетом, технических средств обучения, методов и критериев оценки работоспособности и готовности к полету (Ша лимов 2017). В целом, авиамедицинские исследования на этапе становления отечест венной авиации имели большое значение для повышения боеспособности летного состава, безопасности полетов и боеготовности авиации (Дворни ков 2017). Они способствовали обоснованию и учету методов, показателей и критериев оценки готовности летчика к полетам, рекомендаций и пред- 309 -
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy