000524
2 . ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНИХ ВЕКОВ литературе под «теоретической медициной» того времени как раз и пони мается герофилейская позиция, школьное учение врачей-рационалистов, по отношению к которому само название галеновского сочинения «Об учениях Гиппократа и Платона» звучит как системообразующий тезис (von Staden 1989). Напротив, врачей-эмпириков кратко характеризуют именно как отвер гающих «теоретическую медицину». Новая школа врачей-эмпириков заро ждалась во второй половине III в. до P. X. как направление врачебной мысли, в рамках которого часть наследия Герофила стала оцениваться как беспо лезная с практической точки зрения. Однако ученый-историк не должен за бывать о крайне скудных технических и фармакологических возможностях медицины того времени. Действительно, порой получалось, что врач, преу спевший в изучении анатомии и философии, лечит не лучше, чем его менее образованный коллега. Таким образом, вначале все это выглядело как кон сервативная скептическая оппозиция здравого смысла, противопоставлен ная чрезмерному полету фантазий, реализуемых в анатомическом театре под влиянием идей Платона и Аристотеля. Кроме того, возникал резонный вопрос: насколько возможна экстраполяция данных, полученных при вскры тии трупов, на понимание устройства организма живого человека? Ведь оче видно: при умирании тело утрачивает «нечто» (античные врачи осознавали это «нечто» как одушевленность тела). Из этого следовал вывод о принци пиальной разнице между живым человеком и трупом, что, в свою очередь, позволяло рассуждать о бессмысленности вскрытия мертвых тел в целях по лучения полезной медицинской информации. В скором времени врачи, скептически относящиеся к изучению анато мии, обрели теоретическую основу своих взглядов - ею стала натурфилосо фия Ранней Стой. К началу II в. до P. X. оформилось учение врачей-эмпи- риков, которое оказывало влияние на большинство практикующих врачей. М. Фреде отмечает, что «врачи-эмпирики, появившиеся в конце III в. до н. э., придерживались взгляда, согласно которому характерной чертой всех меди цинских теорий является то, что они полагаются на спорные предположе ния, истинность которых... не может быть установлена, разум не способен разрешить подобные вопросы окончательно» (Frede 1988: 79-98). Характерными чертами учения врачей-эмпириков принято считать от рицание пользы любого теоретического знания о природе человека и абсо лютизацию значения практического опыта. Именно с этим связывают их отказ от анатомических исследований и взгляд на медицину как искусство, передаваемое от учителя к ученику, в котором самое главное - результаты собственных наблюдений и опыт коллег. Врач-эмпирик наблюдает клиниче скую картину заболевания, делает определенные выводы и на основе име ющихся в его распоряжении терапевтических средств выбирает наиболее подходящую тактику лечения, учитывая предшествующий опыт (свой или - 31 -
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy