000524

2 . ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНИХ ВЕКОВ литературе под «теоретической медициной» того времени как раз и пони­ мается герофилейская позиция, школьное учение врачей-рационалистов, по отношению к которому само название галеновского сочинения «Об учениях Гиппократа и Платона» звучит как системообразующий тезис (von Staden 1989). Напротив, врачей-эмпириков кратко характеризуют именно как отвер­ гающих «теоретическую медицину». Новая школа врачей-эмпириков заро­ ждалась во второй половине III в. до P. X. как направление врачебной мысли, в рамках которого часть наследия Герофила стала оцениваться как беспо­ лезная с практической точки зрения. Однако ученый-историк не должен за­ бывать о крайне скудных технических и фармакологических возможностях медицины того времени. Действительно, порой получалось, что врач, преу­ спевший в изучении анатомии и философии, лечит не лучше, чем его менее образованный коллега. Таким образом, вначале все это выглядело как кон­ сервативная скептическая оппозиция здравого смысла, противопоставлен­ ная чрезмерному полету фантазий, реализуемых в анатомическом театре под влиянием идей Платона и Аристотеля. Кроме того, возникал резонный вопрос: насколько возможна экстраполяция данных, полученных при вскры­ тии трупов, на понимание устройства организма живого человека? Ведь оче­ видно: при умирании тело утрачивает «нечто» (античные врачи осознавали это «нечто» как одушевленность тела). Из этого следовал вывод о принци­ пиальной разнице между живым человеком и трупом, что, в свою очередь, позволяло рассуждать о бессмысленности вскрытия мертвых тел в целях по­ лучения полезной медицинской информации. В скором времени врачи, скептически относящиеся к изучению анато­ мии, обрели теоретическую основу своих взглядов - ею стала натурфилосо­ фия Ранней Стой. К началу II в. до P. X. оформилось учение врачей-эмпи- риков, которое оказывало влияние на большинство практикующих врачей. М. Фреде отмечает, что «врачи-эмпирики, появившиеся в конце III в. до н. э., придерживались взгляда, согласно которому характерной чертой всех меди­ цинских теорий является то, что они полагаются на спорные предположе­ ния, истинность которых... не может быть установлена, разум не способен разрешить подобные вопросы окончательно» (Frede 1988: 79-98). Характерными чертами учения врачей-эмпириков принято считать от­ рицание пользы любого теоретического знания о природе человека и абсо­ лютизацию значения практического опыта. Именно с этим связывают их отказ от анатомических исследований и взгляд на медицину как искусство, передаваемое от учителя к ученику, в котором самое главное - результаты собственных наблюдений и опыт коллег. Врач-эмпирик наблюдает клиниче­ скую картину заболевания, делает определенные выводы и на основе име­ ющихся в его распоряжении терапевтических средств выбирает наиболее подходящую тактику лечения, учитывая предшествующий опыт (свой или - 31 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy