000524

4. ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ колхоза позаботится о наших детях, мы гораздо больше сможем заниматься колхозными делами» (4). В первые три года число детских учреждений сократилось в Куйбышев­ ской области (с 1940 по 1943 гг. более чем в 3 раза из-за передачи зданий под эвакогоспитали). Советская власть, учитывая ситуацию, принимала меры. В Куйбышеве в 1942 г. число яслей возросло с 21 до 36, фактически развер­ нутых коек - более чем вдвое до 3260, детей по списочному составу почти в 2 раза - до 3319 в сравнении с 1940 г. (5). В 1942 г. врач обслуживал в яслях детей, занимающих 893 койки (вместо 593 в 1940 г.). В 1940 г. в се­ лах Куйбышевской области насчитывалось 20, в 1944 г. - 29 детско-женских консультаций (6). Вблизи заводов, из-за возросшего количества оборонных предприятий, на которых трудилось много женщин, организовывались жен­ ские и детские консультации, ясли. В 1942 г. сеть детских яслей в «Запасной столице» отвечала всем тре­ бованиям и была расположена недалеко от основных предприятий (7). Ясли являлись самостоятельными учреждениями, имевшими отдельное финансирование и внутреннее управление. Для контроля за состоянием здоровья детей к яслям были «прикреплены» медработники, в обязаннос­ ти которых входило оказание медпомощи, своевременная изоляция детей, заболевших инфекционными заболеваниями и обеспечение санитарных мероприятий (1). Работа в ясельных учреждениях строилась на основе разработанных в 1940 г. Ленинградским областным научно-исследовательским институтом охраны здоровья детей и подростков, санитарных правил для детских учре­ ждений. В практическом пособии «Технический минимум ясельного работ­ ника» имелись инструкции по уходу за детьми и воспитанию их в яслях для сестер-воспитательниц (8). В данном руководстве давались рекомендации по питанию, организации прогулок на свежем воздухе, режиму для разных групп детей в яслях, развитию движений и речи у детей, организации игро­ вых занятий, планированию и учету работы, взаимоотношению в коллективе. В 1941-1942 гг. в период эвакуации здоровье большинства детей было сильно ослаблено, многие болели цингой и желудочно-кишечными заболе­ ваниями. Прибывшие дети «привезли» инфекционные заболевания, тубер­ кулез. Увеличилась смертность среди детей до 1 года. Если в 1940 г. она составляла 22,6 %, то в 1942 г. 28,9 % (9). В военные годы в Куйбышевской области выросло количество социаль­ ных и инфекционных заболеваний. Ухудшение санитарно-гигиенических бытовых условий способствовали распространенности инфекции среди де­ тей. Слабое питание, недостаточное потребление витаминов, скученность детей в яслях, несвоевременное выявление туберкулеза на дому и в детских учреждениях привели к его росту у детей (10). - 347 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy