000524

2 . ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНИХ ВЕКОВ птом», означающее основной признак болезни, на который прежде всего об­ ращает внимание специалист. Однако данный симптом сам по себе не может давать целостного представления о болезни, которой страдает пациент. Более того, он может быть следствием сочетанного заболевания, маскируя, таким образом, основной недуг. Врач-эмпирик считал, что его задача заключается в том, чтобы быстро поставить диагноз, исходя из того, что «манифестирую­ щий симптом» тождественен самому заболеванию, и предложить, основыва­ ясь на собственном опыте или опыте своего наставника, наиболее подходя­ щий в данном случае способ лечения. Эмпирики не отвергали необходимость размышлений, но принимали их на уровне здравого смысла. Врачи-эмпирики не только критиковали своих коллег, по их мнению, чрезмерно увлеченных теоретическими построениями, но и довольно часто достигали успеха в ле­ чении страждущих, так как имели тот же арсенал лечебных средств, что и их оппоненты. Свидетельства источников, указывающие на наличие у врачей-эмпириков четкой аргументации своей позиции, требуют соотнести их взгляды с физи­ кой стоиков. Хотелось бы сразу обратить внимание на категориальный аппа­ рат стоической физики4. Стоики выделяли четыре основные категории: суб­ страт, качество, состояние, определенное «изнутри», и состояние в отношении (определенное «извне») (Столяров 1995: 98). Они не дискретны: каждая по­ следующая категория как бы раскрывает предыдущую. Стоическая онтология определяет не сущности, а явления, т.е. состояния предмета исследования в данный момент, что не позволяет объективно оценить явления, наблюдаемые в клинической практике врача. Иными словами, это предполагает возможность параллельного существования большого количества клинических феноменов, сущностно никак не связанных друг с другом, ведь на практике речь идет о разных пациентах, заболевших при разных обстоятельствах. Врач, мыслящий в этих категориях, никогда не будет пытаться понять универсальные, базовые патофизиологические реакции организма - их для него просто не существует. Познание, по мнению стоиков, начинается с первичного источника чув­ ственного восприятия, направляющегося от «ведущего начала» души к орга­ нам чувств (Stevens 2000: 139-168; Stocker 1987: 59-69; Striker 1996): «Стоики говорят, что ведущее начало - это высшая часть души, которая производит представления и согласия, чувственные восприятия и влечения. Эта часть и называется разумом» (Столяров 1995: 98)5. Познавательный акт строится по схеме «восприятие» - «впечатле­ ние» - «согласие» - «постижение»: содержание «впечатления» («отпеча- 4 О подходах к изучению философии стоиков см.: Stoicism: Traditions and Transformations 2004; Sambursky 1959; De Lacy 1945: 246-263; Epistemology. Cambridge Companions to Ancient Thought 1990; Allen 1994: 85-113 5 Аэтий, IV 21. Перевод A.A. Столярова. - з з -

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy