000524
5 . НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ В МЕДИЦИНЕ the development of regional problems of clinical medicine, especially relevant in connection with the development of the Arctic, which began in the 1930s. and continuing today. Key words: Arkhangelsk Medical Institute, Northern Medical University, clinical scientific schools. Говоря о научных школах, историки обычно имеют в виду возглавляе мый крупным ученым, лидером, генератором идей и методов их реализации (учителем) коллектив из двух и более поколений научных работников (уче ников), объединенных единым научным мировоззрением, разрабатывающих крупное оригинальное направление в науке (учение) и производящих науч ную продукцию, содержащую новые знания (патенты, руководства, моно графии, диссертации, статьи). При этом в медицине такая школа чаще всего формируется в рамках ка федры медицинского вуза; отделения, отдела или лаборатории специализи рованного НИИ, редко - научного учреждения в целом. В качестве примера последней школы приведем школу А.Н. Бакулева в области сердечно-сосу- дистой хирургии - в НМИЦ ССХ им. А.Н. Бакулева, хирургическую школу А.В. и А.А. Вишневских - в Институте хирургии им. А.В. Вишневского, кар диологическую школу А.Л. Мясникова - в Институте клинической кардио логии им. А.Л. Мясникова или офтальмологическую школу С.Н. Федорова- в МНТК «Микрохирургия глаза им. С.Н. Федорова». Однако существуют научные школы, выходящие за эти рамки и прио бретающие региональный и даже мировой статус. В медицине к ним отне сем, например, Падуанскую анатомическую школу XVI - XVII веков (Падуя, Италия); Венские (первую и вторую) терапевтические школы середины XIX века (Вена, Австрия); Берлинскую школу патологов (Шарите, Германия) и хирургическую школу Эдинбургского университета (Эдинбург, Шотландия) 2-й половины XIX века; известную в России и за ее пределами хирургиче скую школу Обуховской больницы начала XX века (С.-Петербург, Россия) или кардиохирургическую школу Университета Миннесоты 1950-х годов (Миннеаполис, США). Такие школы могут иметь нескольких лидеров и сот ни сотрудников. Но все они, как правило, объединены либо единым направ лением исследований, либо определенными методическими подходами (си стемами или концепциями), либо изучением заболеваний, оотличающихся какими-либо региональными (например, климатическими) особенностями. К таким школам регионального значения отнесем и сформировавшуюся во 2-й половине XX века на Европейском Севере России Северную науч ную медицинскую школу, состоящую из нескольких дочерних школ разных специальностей, объединенную изучением заболеваний различных органов и систем, развивающихся в условиях крайне низкой солнечной активности, - 353 -
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy