000524

2 . ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНИХ ВЕКОВ ток в душе») подтверждается в интеллектуальном акте «согласия», приво­ дящего к «постижению», т.е. уяснению некоего предметного содержания впечатления, его смысла. Если рассмотреть эти взгляды применительно к практике медицины, то можно сказать, что итогом описанной цепочки ре­ акций должно являться формирование у врача образа верного представле­ ния о болезни. Так, например, в трактате «Об учениях Гиппократа и Платона» Гален резко критикует позицию Хрисиппа, который помещал «ведущее начало» души в сердце. Ведь, согласно логике Хрисиппа, следовало предположить, что именно в сердце формируется конечное интеллигибельное суждение, представляющее собой оценку врачом наблюдаемой им картины заболева­ ния. Гален прекрасно понимал причины заблуждений, указывая на зависи­ мость практики врачей-эмпириков от внешних впечатлений (прежде всего, «манифестирующего симптома» заболевания при диагностике и лечении). Попытаемся разобраться, как принципы познания стоиков соотноси­ лись с алгоритмом диагностики заболеваний врачей-эмпириков. По мне­ нию стоиков, существовало два вида представлений - «каталептическое» и «некаталептическое» (Allen 1994: 85-113; Hankinson 2003: 59-84), первое из которых считалось правильным. Согласно философии стоиков, понятия закладываются в душе как наслоения чувственных представлений, их своео­ бразный отпечаток (Arthur 1983: 69-78; Sandbach 1971: 9-21). Стоики наста­ ивали, что «каталептическое представление» в точности описывает отличи­ тельные характеристики наблюдаемого объекта (Hankinson 1997: 161-216; Kidd 1989: 137-150; De Lacy 1945: 246-263), и именно этим можно объяс­ нить упорство врачей-эмпириков, с которым они утверждали, что «манифе­ стирующий симптом» болезни (т.е. то, что «ухватывается» прежде всего) и является самой болезнью. Таким образом, «каталептическое представление» о симптомах, моментально подмеченных опытным врачом, можно считать, с точки зрения врачей-эмпириков, верным представлением о страдании, ис­ пытываемом пациентом. Это объясняет специфический характер приема пациентов врачами-эмпириками. В. Наттон указывает на то, что они были особенно востребованы в больших городах, так как могли за короткое время осмотреть значительное число больных, поставить им диагноз и назначить лечение (Nutton 2013: 170-173). Добавим к этому опыт постановки диагно­ за, исходящий из ранее накопленных единообразных наблюдений, который, в сущности, сводился к приведению всех патологических проявлений к не­ скольким «типовым» симптомокомплексам. В то же время скрытые процес­ сы, происходящие внутри человеческого организма, врачей-эмпириков не интересовали, что объясняет их принципиальное пренебрежение анатомией и физиологией по Герофилу. Напротив, в рамках традиции Гиппократа с ее постулатом об индивидуальном подходе каждому больному уделяется зна- 34 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy