000524
5 . НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ В МЕДИЦИНЕ the scales of Russian regions, his merits in the development of various branches of medicine. The article notes how scientific schools were formed, the definition of a scientific school was given, biographical information of SP was given. Botkin. Key words: scientific school, S. P. Botkin, physiological direction, experimental method, merit in the field of internal diseases, merits in the field of infectious diseases. Развитие медицины в XXI веке в условиях бурного развития всех сторон жизни человека невозможно без современной науки и активного внедрения ее достижений в практическое здравоохранение. Важную роль в этом про цессе играют научные школы. История медицины свидетельствует, что на учные школы сыграли большую положительную роль в решении узловых проблем науки и в подготовке высококвалифицированных, творчески рабо тающих кадров [10]. Исторически научные школы возникли еще в античной Греции из обыч ной школы как формы передачи знаний от поколения к поколению через уче ников - как стихийно, так и целенаправленно. Такие научные школы возни кали на базе университетов вокруг ученых-экспериментаторов как «школы экспериментального мастерства» [6]. В начале 20 века научные школы все чаще формируются в научно-иссле- довательских учреждениях. В «Государственной программе поддержки ве дущих научных школ правительства РФ» [5] указано, что понятие «научной школы» употребляют «применительно к относительно небольшому научно му коллективу, объединенному не столько организационными рамками, не только конкретной тематикой, но и общей системой взглядов, идей, интере сов, традиций - сохраняющейся, передающейся и развивающейся при смене научных поколений» и выделяются следующие признаки научной школы: - общность научных интересов представителей школы и научная зна чимость рассматриваемых проблем; - уровень научных результатов школы и ее (школы) признание в стране и за рубежом; - роль научного лидера; стабильность и перспективы школы (преемст венность научных поколений, работа с научной молодежью, работа постоян ного научного семинара). Традиционным является подход к рассмотрению научной школы как исторически обусловленной формы организации научной деятельности группы исследователей, поскольку эта деятельность предполагает «произ водство» не только научных идей, но и «производство» ученых, без чего не возможно сохранение традиций, передача «эстафеты знаний», а тем самым и существование науки в качестве социально-исторической системы. Шко лы в науке являются непременным постоянно действующим фактором ее - 366 -
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy