000524

2 . ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНИХ ВЕКОВ чительное время: именно поэтому Гален посещал одного-двух пациентов в день и проводил длительные консилиумы и клинические разборы. Еще одним фундаментальным понятием, оказавшим существенное вли­ яние на формирование медицинской практики школы врачей-эмпириков, является «пневма». В стоической философии именно пневме отводятся ос­ новные функции в реализации единства космоса и существования живых существ. Пневма не просто часть физики стоиков - она выступает как глав­ ная движущая сила и всеобщая связь вещества, обладающая характеристи­ ками «тонкости» и «напряжения» (Inwood 2003: 1-6; Sedley 1999: 382-411). С. Самбурский обращает внимание на динамический континуум (единство космоса и материальных тел как его части) как главное в физике стоиков (Sambursky 1959). Р. Дж. Хэнкинсон указывает на любопытный момент в трактовке стоиками функции пневмы, имеющий значение для медицины: пневма как динамическая субстанция, пронизывающая мир, на своем са­ мом низком уровне отвечает за связность материальных объектов, на более высоком - за организацию функционирующего и самовоспроизводящего- ся организма (Hankinson 2003: 295-309). Хрисипп считал, что физические состояния тел невозможно понять вне их духовного начала, связывающего их и сообщающего им соответствующие свойства (Bobzien 1999: 92-125). Согласно физике стоиков, мир имеет целостное строение, являясь однов­ ременно материальным и живым. В этом случае «пневма» - это не дух в платоновско-аристотелевском смысле, а такое же тело, как и все остальное. Следовательно, душа, по представлению стоиков, является телесной, «это предшествующий способностям субстрат, а из объединения субстрата и спо­ собностей образуется сложная природа, состоящая из неподобных частей»6. Согласно мнению стоиков, «душа слита с телом», и «они ... живут вое­ дино, и этот образ жизни состоит во взаимоучастии или взаимосмешении во всем живом организме». Одни способности души различаются «сообразно подлежащим им телам», другие - «своеобразием качества применительно к одному и тому же субстрату...» (Столяров 2002: 96). В стоической фило­ софии именно пневма активна и присутствует во всех телах, разнообразие которых зависит от ее «напряжения» (в^ц). Именно состояние «напряже­ ния» пневмы определяет физическое состояние тела (Sedley 1982: 255-275; Sedley 2003: 7-32). Стоики считали пневму причиной, которая действует целенаправленно. Целенаправленность они расценивали не как действие духовных или надпри- родных сил (как Платон и Аристотель), а как естественную характеристику материи. В таком случае ее механические, оптические, тепловые и другие свойства имеют общую сущность и являются взаимозависимыми. С одной стороны, такая взаимозависимость очевидна любому врачу, с другой - меха­ 6 Цит. по: Столяров 2002: 96. - 35 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy