000524
5 . НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ В МЕДИЦИНЕ Боткин разрабатывал физиологическое направление в медицине, определя емое тремя связанными между собой принципами [10]. Им был создан союз физиологии и медицины [9]. Из школы С. П. Боткина вышла многочисленная плеяда ученых-клини- цистов, специалистов различных профилей, которые, восприняв идеи не рвизма, внедрили их в разные отрасли медицины. За 29 лет профессорской деятельности С. П. Боткин подготовил 103 ор динатора, из которых 85 человек защитили диссертации на степень доктора медицины. Более 40 его ученикам было присвоено звание профессора, из них 26 специалистам в области терапии (А. А. Нечаев, М. В. Яновский, М. М. Волков, Н.Я. Чистович и др.) [10, 12]. Из клиники С. П. Боткина вышло 420 научных работников, в том числе более 80 докторских диссертаций. За свою профессорскую деятельность С. П. Боткин выступил 66 раз в качестве официального оппонента, в том числе и по диссертации И. П. Павлова. Естественно, что одних личных усилий С. П. Боткина было бы недоста точно. На помощь ему приходило умение коллективно решать проблемы, создавать содружество людей, работающих совместно над группой проблем. Примером успешного сотрудничества ученых двух поколений явля ются С. П. Боткин и И. П. Павлов. Сопоставление этих двух выдающихся ученых в их подходе к воспитанию кадров позволяет сделать выводы, что для С. П. Боткина характерно было предоставление большой самостоятель ности ученикам в смысле выбора Как педагог, как воспитатель врачей и профессоров С. П. Боткин - лич ность уникальная в истории отечественной медицины. В воспитании мо лодого поколения врачей и ученых он шел своим путем. Он неоднократно высказывался о медицинском воспитании и образовании, излагал свои тре бования и неуклонно им следовал. Большую роль сыграло умение С.П. Боткина воспитывать молодежь, начинающих свой творческий путь врачей, помочь им выбрать свою доро гу, привлекая их к разработке тех идей, за которые он боролся. Он обладал особой способностью, особым талантом привлекать к себе молодых врачей, заинтересовывать их работой, давать им определенную направленность. Исследователи неоднократно отмечали благоприятные условия, в ко торых возникла и успешно развивалась школа Боткина. Но следует все же подчеркнуть, что С. П. Боткин умел заставлять обстоятельства служить себе, умел создавать условия и обстановку, способствующие достижению его целей. Рассматривая деятельность С. П. Боткина в клинике, можно заметить, что она была необычайно успешной и плодотворной прежде всего пото му, что уже с самого начала базировалась на единой концепции, на глубоко - 368 -
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy