000524

5 . НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ В МЕДИЦИНЕ Боткин разрабатывал физиологическое направление в медицине, определя­ емое тремя связанными между собой принципами [10]. Им был создан союз физиологии и медицины [9]. Из школы С. П. Боткина вышла многочисленная плеяда ученых-клини- цистов, специалистов различных профилей, которые, восприняв идеи не­ рвизма, внедрили их в разные отрасли медицины. За 29 лет профессорской деятельности С. П. Боткин подготовил 103 ор­ динатора, из которых 85 человек защитили диссертации на степень доктора медицины. Более 40 его ученикам было присвоено звание профессора, из них 26 специалистам в области терапии (А. А. Нечаев, М. В. Яновский, М. М. Волков, Н.Я. Чистович и др.) [10, 12]. Из клиники С. П. Боткина вышло 420 научных работников, в том числе более 80 докторских диссертаций. За свою профессорскую деятельность С. П. Боткин выступил 66 раз в качестве официального оппонента, в том числе и по диссертации И. П. Павлова. Естественно, что одних личных усилий С. П. Боткина было бы недоста­ точно. На помощь ему приходило умение коллективно решать проблемы, создавать содружество людей, работающих совместно над группой проблем. Примером успешного сотрудничества ученых двух поколений явля­ ются С. П. Боткин и И. П. Павлов. Сопоставление этих двух выдающихся ученых в их подходе к воспитанию кадров позволяет сделать выводы, что для С. П. Боткина характерно было предоставление большой самостоятель­ ности ученикам в смысле выбора Как педагог, как воспитатель врачей и профессоров С. П. Боткин - лич­ ность уникальная в истории отечественной медицины. В воспитании мо­ лодого поколения врачей и ученых он шел своим путем. Он неоднократно высказывался о медицинском воспитании и образовании, излагал свои тре­ бования и неуклонно им следовал. Большую роль сыграло умение С.П. Боткина воспитывать молодежь, начинающих свой творческий путь врачей, помочь им выбрать свою доро­ гу, привлекая их к разработке тех идей, за которые он боролся. Он обладал особой способностью, особым талантом привлекать к себе молодых врачей, заинтересовывать их работой, давать им определенную направленность. Исследователи неоднократно отмечали благоприятные условия, в ко­ торых возникла и успешно развивалась школа Боткина. Но следует все же подчеркнуть, что С. П. Боткин умел заставлять обстоятельства служить себе, умел создавать условия и обстановку, способствующие достижению его целей. Рассматривая деятельность С. П. Боткина в клинике, можно заметить, что она была необычайно успешной и плодотворной прежде всего пото­ му, что уже с самого начала базировалась на единой концепции, на глубоко - 368 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy