000524
5 . НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ В МЕДИЦИНЕ продуманном внимании к законам развития медицины и ее потребностям на новом этапе. Успешное начало имело и успешное продолжение уже не в деятель ности самого Боткина, а в деятельности большой когорты его учеников, которая сформировалась вокруг своего учителя. Десятки и сотни вра чей учились в его клинике, многие его ученики занимали впоследствии кафедры в разных концах нашей страны и несли идеи Боткина во все университеты и больницы. Ярким свидетельством этого может служить содружество С. П. Боткина и И. П. Павлова. В этом взаимодействии поколений, в этой взаимной помощи и со трудничестве ученик иногда не только превосходил своего учителя, но и учитель сам в свою очередь становился учеником. Так, при праздно вании 25-летнего юбилея профессорской деятельности С. П. Боткина физиолог И. Т. Глебов приветствовал его как «бывший учитель и насто ящий ученик». Почти в течение трех десятилетий заведовал С. П. Боткин кафедрой в Военно-медицинской академии, где создал обширную клиническую, школу учеников-единомышленников, притом не только терапевтов, но и специалистов в области других медицинских дисциплин. Н. А. Белоголо вый писал, что при неутомимой деятельности профессора для клиники наступила новая жизнь. Молодые, способные ученики сгруппировались вокруг него и, увлекаемые его личным примером, горячо отдавались ра боте. Решающую роль при этом сыграли общественные условия - тот общественный подъем, который охватил страну. С большой убедитель ностью им было показано, как с помощью продуманной концепции мож но вести плодотворную научную и педагогическую работу в самых раз личных областях науки. Уже в самом начале своей деятельности он сумел окружить себя еди номышленниками, привлек к своей работе тех, кто разделял его взгляды, старался создать атмосферу, при которой коллектив делал в сущности одно дело. Усвоив его метод исследования больных, взяв на вооружение лабо раторные исследования, они развивали принципы экспериментальной медицины и продолжали дело, начатое С. П. Боткиным. В историко-медицинской литературе достаточно часто встречается невнимание к истории школ и проблеме «учитель - ученик». Ведь нере дко ученики разъясняют роль их учителя в науке и показывают истинное значение его открытий. Бывает, что только в трудах учеников раскрыва ется все величие научного наследия учителя. «Ученик это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь», - говорили в древности. Слова И. П. Павлова о том, что - 369 -
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy