000524

5 . НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ В МЕДИЦИНЕ продуманном внимании к законам развития медицины и ее потребностям на новом этапе. Успешное начало имело и успешное продолжение уже не в деятель­ ности самого Боткина, а в деятельности большой когорты его учеников, которая сформировалась вокруг своего учителя. Десятки и сотни вра­ чей учились в его клинике, многие его ученики занимали впоследствии кафедры в разных концах нашей страны и несли идеи Боткина во все университеты и больницы. Ярким свидетельством этого может служить содружество С. П. Боткина и И. П. Павлова. В этом взаимодействии поколений, в этой взаимной помощи и со­ трудничестве ученик иногда не только превосходил своего учителя, но и учитель сам в свою очередь становился учеником. Так, при праздно­ вании 25-летнего юбилея профессорской деятельности С. П. Боткина физиолог И. Т. Глебов приветствовал его как «бывший учитель и насто­ ящий ученик». Почти в течение трех десятилетий заведовал С. П. Боткин кафедрой в Военно-медицинской академии, где создал обширную клиническую, школу учеников-единомышленников, притом не только терапевтов, но и специалистов в области других медицинских дисциплин. Н. А. Белоголо­ вый писал, что при неутомимой деятельности профессора для клиники наступила новая жизнь. Молодые, способные ученики сгруппировались вокруг него и, увлекаемые его личным примером, горячо отдавались ра­ боте. Решающую роль при этом сыграли общественные условия - тот общественный подъем, который охватил страну. С большой убедитель­ ностью им было показано, как с помощью продуманной концепции мож­ но вести плодотворную научную и педагогическую работу в самых раз­ личных областях науки. Уже в самом начале своей деятельности он сумел окружить себя еди­ номышленниками, привлек к своей работе тех, кто разделял его взгляды, старался создать атмосферу, при которой коллектив делал в сущности одно дело. Усвоив его метод исследования больных, взяв на вооружение лабо­ раторные исследования, они развивали принципы экспериментальной медицины и продолжали дело, начатое С. П. Боткиным. В историко-медицинской литературе достаточно часто встречается невнимание к истории школ и проблеме «учитель - ученик». Ведь нере­ дко ученики разъясняют роль их учителя в науке и показывают истинное значение его открытий. Бывает, что только в трудах учеников раскрыва­ ется все величие научного наследия учителя. «Ученик это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь», - говорили в древности. Слова И. П. Павлова о том, что - 369 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy