000524
5 . НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ В МЕДИЦИНЕ он понимает под нервизмом и его слова уважения и благодарности, обра щенные к С.П. Боткину, показывают, как рассматривал великий русский ученый взаимоотношения между учеником и учителем. Ученик должен не только подражать учителю, не только следовать ему, но и противопо ставлять себя ему, пытаясь превзойти его, стремиться сделать больше, чем он в науке. Превзойти учителя, утверждал В.Г. Белинский, ученик может лишь в том случае, если он видит в нем соперника. Ты не мастер, если твой ученик тебя не превзошел, - говорит восточная мудрость. История медицины подтверждает правильность этой точки зрения - выдающиеся мастера медицины, как правило, воспитывали выдающихся учеников. Они удесятеряли успехи учителя, играли большую, нередко ведущую роль в решении узловых проблем науки. Для С.П. Боткина характерно было предоставление большой само стоятельности ученикам в смысле выбора не только темы, но даже вы бора дисциплины, в которой они должны были специализироваться. Для И.П. Павлова было важно целеустремленно, всем коллективом разраба тывать то направление, которое вытекало из его рефлекторной теории. В последние годы стал закономерным интерес советских медиков к коллективной работе, повысилась ее продуктивность. Коллектив ность стала залогом успеха я в решении крупных медицинских проблем. Именно потому, что проблемы становятся все более трудными, усилия специалиста какого-либо одного профиля недостаточны. В последнее время широко распространены научные исследования, которые ведутся коллективом специалистов разных профилей. В этом плане представляет интерес изучение опыта С.П. Боткина. Особо следует отметить педагогическое мастерство С.П. Боткина, его большую требовательность к ученикам. Он требовал, чтобы врачи и научные работники много читали. При практических занятиях чрезвы чайно полезно чтение брошюр и монографий, относящихся к тем случа ям, которые подлежат наблюдению в данное время». Трудно перечислить всех клиницистов, которые сами считали себя учениками С.П. Боткина. Если не быть слишком строгим, то можно ска зать, что под его влиянием были все медики России. Среди советских ученых, которые приложили немало усилий для развития идей С.П. Боткина в медицине, особое место занима ют В.П. Образцов, Н.Д. Стражеско, С.С. Зимницкий, Ф.Г. Яновский, М.П. Кончаловский, Г.Ф. Ланг, А.Л. Мясников, Н.А. Куршаков. Обращает на себя внимание большое разнообразие индивидуаль ностей среди тех, кого мы имеем право именовать последователями С.П. Боткина. При всем их различии для них характерно одно общее - - 370 -
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy