000524

5 . НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ В МЕДИЦИНЕ он понимает под нервизмом и его слова уважения и благодарности, обра­ щенные к С.П. Боткину, показывают, как рассматривал великий русский ученый взаимоотношения между учеником и учителем. Ученик должен не только подражать учителю, не только следовать ему, но и противопо­ ставлять себя ему, пытаясь превзойти его, стремиться сделать больше, чем он в науке. Превзойти учителя, утверждал В.Г. Белинский, ученик может лишь в том случае, если он видит в нем соперника. Ты не мастер, если твой ученик тебя не превзошел, - говорит восточная мудрость. История медицины подтверждает правильность этой точки зрения - выдающиеся мастера медицины, как правило, воспитывали выдающихся учеников. Они удесятеряли успехи учителя, играли большую, нередко ведущую роль в решении узловых проблем науки. Для С.П. Боткина характерно было предоставление большой само­ стоятельности ученикам в смысле выбора не только темы, но даже вы­ бора дисциплины, в которой они должны были специализироваться. Для И.П. Павлова было важно целеустремленно, всем коллективом разраба­ тывать то направление, которое вытекало из его рефлекторной теории. В последние годы стал закономерным интерес советских медиков к коллективной работе, повысилась ее продуктивность. Коллектив­ ность стала залогом успеха я в решении крупных медицинских проблем. Именно потому, что проблемы становятся все более трудными, усилия специалиста какого-либо одного профиля недостаточны. В последнее время широко распространены научные исследования, которые ведутся коллективом специалистов разных профилей. В этом плане представляет интерес изучение опыта С.П. Боткина. Особо следует отметить педагогическое мастерство С.П. Боткина, его большую требовательность к ученикам. Он требовал, чтобы врачи и научные работники много читали. При практических занятиях чрезвы­ чайно полезно чтение брошюр и монографий, относящихся к тем случа­ ям, которые подлежат наблюдению в данное время». Трудно перечислить всех клиницистов, которые сами считали себя учениками С.П. Боткина. Если не быть слишком строгим, то можно ска­ зать, что под его влиянием были все медики России. Среди советских ученых, которые приложили немало усилий для развития идей С.П. Боткина в медицине, особое место занима­ ют В.П. Образцов, Н.Д. Стражеско, С.С. Зимницкий, Ф.Г. Яновский, М.П. Кончаловский, Г.Ф. Ланг, А.Л. Мясников, Н.А. Куршаков. Обращает на себя внимание большое разнообразие индивидуаль­ ностей среди тех, кого мы имеем право именовать последователями С.П. Боткина. При всем их различии для них характерно одно общее - - 370 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy