000524

5 . НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ В МЕДИЦИНЕ верность тем принципам, которые обосновывал их учитель, творческое их применение в самых различных медицинских дисциплинах. Значение клиники С.П. Боткина в том, что она воспитывала деятелей нового направления в смысле понимания коренных задач медицины и здравоохранения в России. Развитие всей русской медицины во второй половине XIX века прошло под влиянием учения С.П. Боткина. Уже в самом начале своей деятельности он сумел окружить себя едино­ мышленниками, привлек к своей работе тех, кто разделял его взгляды, ста­ рался создать атмосферу, при которой коллектив делал в сущности одно дело. В историко-медицинской литературе достаточно часто встречается нев­ нимание к истории школ и проблеме «учитель - ученик». Иногда проблему истории школ сводят к биографии ученого, забывая о тех, кто способствовал формированию его мировоззрения, а также тех, кто, находясь под его влияни­ ем, продолжил его дело. Ведь нередко ученики разъясняют роль их учителя в науке и показывают истинное значение его открытий. Бывает, что только в трудах учеников раскрывается все величие научного наследия учителя. За 29 лет профессорской деятельности С.П. Боткин подготовил 103 ор­ динатора, из которых 85 человек защитили диссертации на степень докто­ ра медицины. Более 40 его ученикам было присвоено звание профессора, из них 26 специалистам в области терапии (А.А. Нечаев, М.В. Яновский, М.М. Волков, Н.Я. Чистович и др.). Из клиники С.П. Боткина вышло 420 научных работников, в том числе более 80 докторских диссертаций. За свою профессорскую деятельность С.П. Боткин выступил 66 раз в качестве официального оппонента, в том чи­ сле и по диссертации И П. Павлова. Естественно, что одних личных усилий С.П. Боткина было бы недоста­ точно. На помощь ему приходило умение коллективно решать проблемы, создавать содружество людей, работающих совместно над группой проблем. Примером успешного сотрудничества ученых двух поколений являют­ ся С.П. Боткин и И.П. Павлов. Сопоставление этих двух выдающихся уче­ ных в их подходе к воспитанию кадров позволяет сделать выводы, что для С.П. Боткина характерно было предоставление большой самостоятельности ученикам в смысле выбора не только темы, но даже выбора дисциплины, в которой они должны были специализироваться. В последние годы стал закономерным интерес советских медиков к кол­ лективной работе, повысилась ее продуктивность. Коллективность стала за­ логом успеха в решении крупных медицинских проблем. Именно потому, что проблемы становятся все более трудными, усилия специалиста какого-либо одного профиля недостаточны. В последнее время широко распространены научные исследования, которые ведутся коллективом специалистов разных профилей. В этом плане представляет интерес изучение опыта С.П. Боткина. - 371 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy