000524
5 . НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ В МЕДИЦИНЕ верность тем принципам, которые обосновывал их учитель, творческое их применение в самых различных медицинских дисциплинах. Значение клиники С.П. Боткина в том, что она воспитывала деятелей нового направления в смысле понимания коренных задач медицины и здравоохранения в России. Развитие всей русской медицины во второй половине XIX века прошло под влиянием учения С.П. Боткина. Уже в самом начале своей деятельности он сумел окружить себя едино мышленниками, привлек к своей работе тех, кто разделял его взгляды, ста рался создать атмосферу, при которой коллектив делал в сущности одно дело. В историко-медицинской литературе достаточно часто встречается нев нимание к истории школ и проблеме «учитель - ученик». Иногда проблему истории школ сводят к биографии ученого, забывая о тех, кто способствовал формированию его мировоззрения, а также тех, кто, находясь под его влияни ем, продолжил его дело. Ведь нередко ученики разъясняют роль их учителя в науке и показывают истинное значение его открытий. Бывает, что только в трудах учеников раскрывается все величие научного наследия учителя. За 29 лет профессорской деятельности С.П. Боткин подготовил 103 ор динатора, из которых 85 человек защитили диссертации на степень докто ра медицины. Более 40 его ученикам было присвоено звание профессора, из них 26 специалистам в области терапии (А.А. Нечаев, М.В. Яновский, М.М. Волков, Н.Я. Чистович и др.). Из клиники С.П. Боткина вышло 420 научных работников, в том числе более 80 докторских диссертаций. За свою профессорскую деятельность С.П. Боткин выступил 66 раз в качестве официального оппонента, в том чи сле и по диссертации И П. Павлова. Естественно, что одних личных усилий С.П. Боткина было бы недоста точно. На помощь ему приходило умение коллективно решать проблемы, создавать содружество людей, работающих совместно над группой проблем. Примером успешного сотрудничества ученых двух поколений являют ся С.П. Боткин и И.П. Павлов. Сопоставление этих двух выдающихся уче ных в их подходе к воспитанию кадров позволяет сделать выводы, что для С.П. Боткина характерно было предоставление большой самостоятельности ученикам в смысле выбора не только темы, но даже выбора дисциплины, в которой они должны были специализироваться. В последние годы стал закономерным интерес советских медиков к кол лективной работе, повысилась ее продуктивность. Коллективность стала за логом успеха в решении крупных медицинских проблем. Именно потому, что проблемы становятся все более трудными, усилия специалиста какого-либо одного профиля недостаточны. В последнее время широко распространены научные исследования, которые ведутся коллективом специалистов разных профилей. В этом плане представляет интерес изучение опыта С.П. Боткина. - 371 -
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy