000524
5 . НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ В МЕДИЦИНЕ Особо следует отметить педагогическое мастерство С.П. Боткина, его большую требовательность к ученикам. Он требовал, чтобы врачи и науч ные работники много читали. Уменье пользоваться литературой, уменье останавливаться на существенном развивается путем опыта, предполагая при этом известную степень развития, приобретенную путем изучения наи лучших руководств по различным отраслям знания. Развитие всей русской медицины во второй половине XIX века прошло под влиянием учения С.П. Боткина [10]. Многие новые дисциплины, выделив шиеся из клиники внутренних болезней, были разработаны его учениками. Понятие «школа Боткина» значительно шире, чем представление о той группе врачей и ученых, которые были воспитаны выдающимся клиници стом и работали вместе с ним [8]. Влияние С.П. Боткина и его идей испы тали все медики Военно-медицинской академии, все врачи Петербурга, все клиники России. Усвоив его метод исследования больных, взяв на вооружение лаборатор ные исследования, они развивали принципы экспериментальной медицины и продолжали дело, начатое С.П. Боткиным. В историко-медицинской литературе достаточно часто встречается нев нимание к истории школ и проблеме «учитель - ученик». Иногда проблему истории школ сводят к биографии ученого, забывая о тех, кто способствовал формированию его мировоззрения, а также тех, кто, находясь под его влия нием, продолжил его дело. Ведь нередко ученики разъясняют роль их учите ля в науке и показывают истинное значение его открытий. Бывает, что только в трудах учеников раскрывается все величие научного наследия учителя. Превзойти учителя, утверждал В. Г. Белинский, ученик может лишь в том случае, если он видит в нем соперника. Ты не мастер, если твой ученик тебя не превзошел, - говорит восточная мудрость. Для С.П. Боткина характерно было предоставление большой самостоя тельности ученикам в смысле выбора не только темы, но даже выбора дис циплины, в которой они должны были специализироваться [10]. В последнее время широко распространены научные исследования, ко торые ведутся коллективом специалистов разных профилей. В этом плане представляет интерес изучение опыта С.П. Боткина. Особо следует отметить педагогическое мастерство С.П. Боткина, его большую требовательность к ученикам. Он требовал, чтобы врачи и науч ные работники много читали. При практических занятиях чрезвычайно по лезно чтение брошюр и монографий, относящихся к тем случаям, которые подлежат наблюдению в данное время». - 372-
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy