000524

5 . НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ В МЕДИЦИНЕ Особо следует отметить педагогическое мастерство С.П. Боткина, его большую требовательность к ученикам. Он требовал, чтобы врачи и науч­ ные работники много читали. Уменье пользоваться литературой, уменье останавливаться на существенном развивается путем опыта, предполагая при этом известную степень развития, приобретенную путем изучения наи­ лучших руководств по различным отраслям знания. Развитие всей русской медицины во второй половине XIX века прошло под влиянием учения С.П. Боткина [10]. Многие новые дисциплины, выделив­ шиеся из клиники внутренних болезней, были разработаны его учениками. Понятие «школа Боткина» значительно шире, чем представление о той группе врачей и ученых, которые были воспитаны выдающимся клиници­ стом и работали вместе с ним [8]. Влияние С.П. Боткина и его идей испы­ тали все медики Военно-медицинской академии, все врачи Петербурга, все клиники России. Усвоив его метод исследования больных, взяв на вооружение лаборатор­ ные исследования, они развивали принципы экспериментальной медицины и продолжали дело, начатое С.П. Боткиным. В историко-медицинской литературе достаточно часто встречается нев­ нимание к истории школ и проблеме «учитель - ученик». Иногда проблему истории школ сводят к биографии ученого, забывая о тех, кто способствовал формированию его мировоззрения, а также тех, кто, находясь под его влия­ нием, продолжил его дело. Ведь нередко ученики разъясняют роль их учите­ ля в науке и показывают истинное значение его открытий. Бывает, что только в трудах учеников раскрывается все величие научного наследия учителя. Превзойти учителя, утверждал В. Г. Белинский, ученик может лишь в том случае, если он видит в нем соперника. Ты не мастер, если твой ученик тебя не превзошел, - говорит восточная мудрость. Для С.П. Боткина характерно было предоставление большой самостоя­ тельности ученикам в смысле выбора не только темы, но даже выбора дис­ циплины, в которой они должны были специализироваться [10]. В последнее время широко распространены научные исследования, ко­ торые ведутся коллективом специалистов разных профилей. В этом плане представляет интерес изучение опыта С.П. Боткина. Особо следует отметить педагогическое мастерство С.П. Боткина, его большую требовательность к ученикам. Он требовал, чтобы врачи и науч­ ные работники много читали. При практических занятиях чрезвычайно по­ лезно чтение брошюр и монографий, относящихся к тем случаям, которые подлежат наблюдению в данное время». - 372-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy