000524
2 . ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНИХ ВЕКОВ низмы ее объяснения могут быть разными. Врачи-эмпирики связывали сба лансированность внутренней среды организма с функцией пневмы - в этом случае равновесие метаболизма становилось следствием общего единства космоса и не требовало иных объяснений. Такой взгляд на организм предпо лагал существование порядка обмена веществ и уровней психических функ ций, определяющихся пневмой: для животных - чувственное восприятие и применение силы по своей воле, для людей - еще познание и понимание. Р.Дж. Хэнкинсон попытался сравнить представления о пневме, имеющиеся у стоиков, Гиппократа, Аристотеля, Диокла, Эрасистрата и Галена. Однако из текста Р.Дж. Хэнкинсона видно, сколь разные смыслы вкладывают в по нятие «пневма» стоики и врачи-рационалисты (Hankinson 2003: 295-309). Фактически речь идет о некой божественной природе материи, понимание которой в современных исследовательских категориях можно было бы оха рактеризовать как пантеистическое. Кроме того, вещество, из которого, по представлению стоиков, состоит тело конкретного человека, находится в за висимости от «логоса» (или деятельного принципа), который обожествляет ся и отождествляется с «творческим огнем» (Sambursky 1959; Sedley 1982: 255-275; Sedley 2003: 7-32; Столяров 1995: 106, 110; Frede 1994: 50-63; Topics in Stoic Philosophy 1999). Необходимым условием выживания человеческого организма является поддержание постоянной температуры тела. С. Самбурский видит в пред ставлении стоиков о пневме аналогию с идеей изономии (представлением о здоровье как равновесном состоянии организма), предложенной Алкмео- ном, и в силу этого нечто сходное со способом мышления, характерным для школы Гиппократа (Sambursky 1959: 2). Однако ничего общего в образе мы слей стоиков с гиппократовским представлением о здоровье мы не видим, если не считать таковыми элементарные, бытовые наблюдения (например, возможность смерти человека от переохлаждения). Объяснение стоиками роли пневмы никак не способствует поиску физиологических законов функ ционирования человеческого тела. Очевидно, что любая физическая теория прежде всего должна была объяснять процесс дыхания как одну из основ ных физиологических функций и характерный признак существования жи вого. Отождествление пневмы с душой живых организмов и объяснение с помощью этого понятия функции дыхания приводит к появлению стоиче ской гипотезы о составе пневмы как смеси воздуха и огня. Безусловно, та кое представление о пневме имеет определенные параллели с концепцией «внутреннего тепла», воспринятого Платоном из сицилийской традиции. Телеологический характер действия «внутреннего тепла», объясняемый Платоном с помощью математических идеальных объектов, существенно отличается от необъяснимого с точки зрения физиологических процессов движения пневмы у стоиков. - 36 -
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy