000524

2 . ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНИХ ВЕКОВ низмы ее объяснения могут быть разными. Врачи-эмпирики связывали сба­ лансированность внутренней среды организма с функцией пневмы - в этом случае равновесие метаболизма становилось следствием общего единства космоса и не требовало иных объяснений. Такой взгляд на организм предпо­ лагал существование порядка обмена веществ и уровней психических функ­ ций, определяющихся пневмой: для животных - чувственное восприятие и применение силы по своей воле, для людей - еще познание и понимание. Р.Дж. Хэнкинсон попытался сравнить представления о пневме, имеющиеся у стоиков, Гиппократа, Аристотеля, Диокла, Эрасистрата и Галена. Однако из текста Р.Дж. Хэнкинсона видно, сколь разные смыслы вкладывают в по­ нятие «пневма» стоики и врачи-рационалисты (Hankinson 2003: 295-309). Фактически речь идет о некой божественной природе материи, понимание которой в современных исследовательских категориях можно было бы оха­ рактеризовать как пантеистическое. Кроме того, вещество, из которого, по представлению стоиков, состоит тело конкретного человека, находится в за­ висимости от «логоса» (или деятельного принципа), который обожествляет­ ся и отождествляется с «творческим огнем» (Sambursky 1959; Sedley 1982: 255-275; Sedley 2003: 7-32; Столяров 1995: 106, 110; Frede 1994: 50-63; Topics in Stoic Philosophy 1999). Необходимым условием выживания человеческого организма является поддержание постоянной температуры тела. С. Самбурский видит в пред­ ставлении стоиков о пневме аналогию с идеей изономии (представлением о здоровье как равновесном состоянии организма), предложенной Алкмео- ном, и в силу этого нечто сходное со способом мышления, характерным для школы Гиппократа (Sambursky 1959: 2). Однако ничего общего в образе мы­ слей стоиков с гиппократовским представлением о здоровье мы не видим, если не считать таковыми элементарные, бытовые наблюдения (например, возможность смерти человека от переохлаждения). Объяснение стоиками роли пневмы никак не способствует поиску физиологических законов функ­ ционирования человеческого тела. Очевидно, что любая физическая теория прежде всего должна была объяснять процесс дыхания как одну из основ­ ных физиологических функций и характерный признак существования жи­ вого. Отождествление пневмы с душой живых организмов и объяснение с помощью этого понятия функции дыхания приводит к появлению стоиче­ ской гипотезы о составе пневмы как смеси воздуха и огня. Безусловно, та­ кое представление о пневме имеет определенные параллели с концепцией «внутреннего тепла», воспринятого Платоном из сицилийской традиции. Телеологический характер действия «внутреннего тепла», объясняемый Платоном с помощью математических идеальных объектов, существенно отличается от необъяснимого с точки зрения физиологических процессов движения пневмы у стоиков. - 36 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy