000524

5 . НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ В МЕДИЦИНЕ ции, а также определяли последующую реализацию решений управляю­ щими действиями, сообщениями и распоряжениями. Алгоритмы решения задач и содержание выполняемых действий связывались с закономерно­ стями функционирования органов слуха, зрения, интерорецепции и других анализаторов. Данный подход показал возможность повышения качества операторской деятельности за счет улучшения системы отображения ин­ формации и органов управления, средств коммуникации и условий трудо­ вой деятельности и разработки рекомендаций по ограничению сложности и интенсивности труда, распределению функций и автоматизации тех или иных действий и операций (Зараковский 1987). Определение алгоритмов работы и структурирование процессов решения задач позволяло априорно формировать циклограммы деятельности и прогнозировать показатели ее успешности и надежности. Выделение операций и действий оказалось во­ стребованным и в практике подготовки и обучения операторов, формирова­ ния у них профессионально важных качеств. Выделенные по результатам психофизиологического анализа специфические или типовые действия и операции структуры деятельности моделировались с помощью различных технических средств обучения, а показатели их выполнения использова­ лись для оценки надежности формирования необходимых навыков и уме­ ний и готовности к решению операторских задач (Зараковский 1993). Пси­ хофизиологический подход к анализу деятельности сделал возможным учет влияния функционального состояния человека-оператора, как на общие по­ казатели производительности и работоспособности, так и на выполнение отдельных действий и операций, а также на изменение стратегии и тактики информационной подготовки и принятия решения в процессе деятельности, в том числе при воздействии стресс-факторов (Шалимов 2017). Психофи­ зиологический анализ стал основой рассмотрения, оценки и оптимизаци- иметодов, средств и алгоритмов отбора, подготовки и контроля профес­ сиональной готовности человека-оператора, а также оценки и управления его функциональным состоянием. В последующем психофизиологический анализ вошел составной частью в методологиюкомплексного и системно­ го учета человеческого фактора при создании, испытаниях и эксплуатации авиационной и космической техники. Особенностью психофизиологического анализа алгоритмов решения человеком-оператором задач деятельности была не только декомпозиция процесса преобразования информации, но и идентификация операций, связанных с психофизиологическими закономерностями психической ак­ тивности человека, характеризующими формирование навыков и умений, механизмов обеспечения их реализации, оценку выполняемых действий на соответствие ожидаемому результату и т.д. Методология такой иден­ тификации вытекала из представлений о том, что структура психики не - 381 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy