000524
5 . НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ В МЕДИЦИНЕ сводится к выделению сознательного и бессознательного, когнитивных, коммуникативных и регулятивных функций и психических процессов, со стояний и качеств личности. Активность человека-оператора представля лась результатом функционирования физиологической, психофизиологи ческой и психологической составляющих во всех аспектах их взаимосвязи и взаимозависимости. При этом физиологическая составляющая, реали зующая функции жизнеобеспечения, пластического и энергетического обеспечения, нейроэндокринной регуляции, адаптации, реабилитации и протекание процессов функционирования систем, органов и иных мор фологических структур организма, рассматривалась в качестве основы психофизиологической и психологической составляющих активности. Это определялось ее связью с состояниями утомления, переутомления, восстановления и реабилитации, а также с изменениями функциональных возможностей организма, его сердечно-сосудистой системы и психоэмо ционального состояния человека при воздействии различных факторов и условий. Снижение в этих случаях функциональной надежности челове- ка-оператора во многом связано с изменением психофизиологических ха рактеристик органов чувств, идентификации, различения и дифференциа ции релевантной информации. Выделение психофизиологической составляющей активности человека- оператора в теории психофизиологического анализа и оптимизации структу ры, средств и условий профессиональной деятельности играло важную роль в учете не только информационных преобразований в алгоритмах решения оператором задач деятельности, но и психофизиологических характеристик и возможностей переработки информации и принятия решений в тех или иных условиях и обстоятельствах. При этом учитываются положения и зако номерности теории ощущений, психофизики восприятия информационных сигналов, их идентификации и опознания. Однако принципиально важны ми становятся теоретические положения психофизиологического анализа о формировании, структуре и алгоритмах преобразования информации для до стижения целей деятельности. Основу этих положений составляют результа ты психофизиологических исследований формирования энграмм, связыва ющих морфологические структуры анализаторов, через которые поступает релевантная информации, и интегрирующих ее в интересах выбора вариан тов решений и действий с учетом условий и обстоятельств их реализации. Интеграция, включающая не только обобщение, сравнение, классификацию, отнесение, оценку и другие операции и преобразования одно- и много-мо- дальной информации и осуществляемая первоначально в процессе обучения и освоения профессии на понятийном уровне, в последующем в результате тренировок может реализоваться на допонятийном уровне. И этот переход обеспечивается формированием соответствующих энграмм в морфологиче- 382 -
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy