000524
5 . НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ В МЕДИЦИНЕ ских или близким к ним структурахдокоркового уровня функционирования. Во время обучения алгоритмы работы (действия, операции), формируемые на понятийном уровне, со временем начинают реализовываться на допоня- тийном уровне и без актуализации в фокусе сознания. В связи с этим в це лях достижения профессиональной надежности операторской деятельности в части ее психофизиологического обеспечения представлялись важными следующие положения. С одной стороны функциональную готовность не обходимо оценивать с помощью методов, средств и приемов, характеризу ющих выполнение преобразований информации при подготовке и принятии решения на допонятийном уровне. Прежде всего, это касается действий в экстремальных ситуациях и условиях, когда промедление с их выполнением может иметь нежелательные последствия. С другой стороны, в ряде случа ев реализация алгоритма действий и операций должна быть адаптивной к включению информации, требующей уточнения или корректировки их реа лизации. Это означает необходимость сознательного контроля выполняемых действий и операций. При многолетнем опыте работы способность к тако му контролю снижается, и это нередко становится причиной ошибочных и несвоевременных действий. В связи с этим независимо от квалификации, стажа, опыта работы необходимы периодические тренировки для актуализа ции способности и готовности к сознательному контролю действий с учетом действия внезапных факторов, требующих изменения алгоритма работы. При этом следует иметь в виду, что ряд операций и действий, в частности, характерных для визуального мышления, не всеми могут выполняться на допонятийном уровне. И это обстоятельство является основанием для раз работки и использования соответствующих методов оценки способностей к визуальному мышлению и отбора лиц для работы по специальности, предъ являющей такие требования. Важность изучения, анализа и оценки взаимосвязей понятийного и до- понятийного мышления в процессе операторской деятельности во многом объясняется тем, что в процессе работы и воздействия внешних факторов или условий функциональное состояние человека-оператора изменяется. И эти изменения влияют на его способности самоконтроля и самооценки состояния, своей работоспособности и надежности деятельности. Все это- относится к психологической составляющей и выделению в ее структуре аспектов психической активности, связанных с поведением, взаимоотно шением с окружающими, групповой деятельностью, самоутверждением, самооценкой и отношением к окружающим и обществу. Эти аспекты пси хологической составляющей формируются и корректируются на всех этапах жизни, в семье, в процессе учебы и трудовой деятельности. Научная школа Г.М. Зараковского функционировала как образователь ный центр подготовки специалистов высшей квалификации, исследова- 383 -
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy