000524

5 . НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ В МЕДИЦИНЕ необходимых для использования в процессе создания и эксплуатации ави­ ационной техники. Формированию школы Г. М. Зараковского способство­ вало участие сотрудников его отдела в реализации программы «Дедукция» и последующих нескольких пятилетних программ «Авангард» в качестве головного подразделения института. В этих исследованиях выявлялись и использовались закономерности трудовой деятельности в единстве пред- метно-логического, научно-социального и личностно-психологического аспектов психофизиологической оптимизации средств, условий и алгорит­ мов работы летного состава, авиационных специалистов и космонавтов в интересах повышения безопасности полетов. В институте функционировал координационный научно-технический совет, работа которого планировалась и обеспечивалась сотрудниками от­ дела. На заседаниях совета с докладами выступали сотрудники отделов ин­ ститута и других организаций. Все это способствовало распространению методологии и концепции психофизиологического анализа и формированию системного представления о содержании, структуре и механизмах регуля­ ции операторской деятельности, методах оценки и экспертизы алгоритмов, средств и условий труда и учета психофизиологических характеристик че- ловека-оператора. Созданию школы во многом способствовала система коллективно­ го обсуждения программ и результатов исследований их исполнителями и сотрудниками отдела. Исследовательские программы разрабатывались ответственными исполнителями под руководством научного руководите­ ля с участием предполагаемых исполнителей. На этом этапе определялись цели, задачи исследования, выдвигались гипотезы, предположения и пла­ нировались соответствующие экспериментальные исследования. При этом существенную роль играли методология и методическое обеспечение ре­ шения задач исследования. Участие всего коллектива отдела и специали­ стов из других отделов института в обсуждении программ являлось важ­ нейшим средством формирования и воспитания молодых исследователей. Коллективный «мозговой штурм» способствовал повышению научного уровня проводимых исследований и обеспечивал передачу опыта и реа­ лизацию апробированной методологии психофизиологических исследова­ ний. Большое значение имели научные конференции по обсуждению ре­ зультатов завершенного исследования, совместной оценке обоснованности выводов и рекомендаций. На всех этапах своего существования школа Г.М. Зараковского по­ следовательно двигалась в направлении углубления и совершенствования методологии исследований деятельности человека-оператора и их инфор­ мационного обеспечения, поиска методов и средств внедрения в практику рекомендаций и обоснованных решений по психофизиологической оптими- 386 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy