000524
2 . ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНИХ ВЕКОВ В медицине (от Гиппократа и до наших дней) задача исследователя за ключалась в том, чтобы понять механизмы саморегуляции человеческого тела. Именно в Античности была осуществлена умозрительная попытка тео ретически обосновать разделение внутренней среды человеческого организ ма и окружающей его внешней. Во-первых, уже в «Корпусе Гиппократа» эта внешняя среда воспринимается как источник неблагоприятных воздействий на человеческий организм, однозначно понимаемых как патогенные. Во-вто- рых, в учении Галена пневма делится на внешнюю и эндогенную. Дыхание понимается как процесс поступления в организм через легкие и через кожу внешней пневмы и преобразование ее во внутреннюю - субстанционально совсем иную. Именно по этой причине можно использовать термин «эн догенная пневма», т.к. она образуется внутри человеческого тела. Следует обратить внимание на соответствие трех видов эндогенной пневмы (по их локализации и функциям) трем частям человеческой души: «растительный дух» образуется в печени и выполняет вегетативную функцию; «жизненный дух» - в сердце, двигается по артериям и, наряду с артериальной кровью, от вечает за жизнедеятельность частей тела; «животный», или «психический», дух образуется в головном мозге и перемещается по нервам, обеспечивая чувствительные и двигательные реакции. Таким образом, психическая пнев ма (дух) в системе взглядов врачей гиппократиков-рационалистов как раз и является тем субстратом, с помощью которого высшая разумная часть души управляет телом. Стоики полагали, что душа человека состоит из восьми частей: главной, управляющей части - «ведущего начала», пяти чувств (зрения, слуха, обо няния, осязания, вкуса), а также способностей к репродукции и речи. Обра тим внимание на существенную разницу между стоической и платоновской традицией: у Галена душа человека состоит из трех частей, а чувства явля ются лишь функцией соответствующей части, реализующейся с помощью нервов - чувствительных и двигательных. Разумеется, здесь речь идет не о том, что Платон понимал анатомию и функцию нервов, а о традиции в целом - в том виде, в котором она сформировалась от Платона до Галена, с учетом основополагающих открытий Герофила (Балалыкин 2014; Гален 2015: 781-796; Балалыкин 2015: 66-85). По мнению стоиков, пять чувств (т.е. частей единой души) на практике реализовывались через контакт с ис следуемым физическим объектом. Например, зрение как физиологическая функция понималось как «пневма, простирающяся от ведущей части души до глаз»7. В этом описании заложена безупречная внутренняя логика: если тело человека существует в континууме напряжения единой среды (пневмы), то вполне естественно, что та часть пневмы, которая составляет «ведущее 7 Аэтий, IV. 21. Цит. по: Столяров 2002: 96. - 37 -
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy