000524

2 . ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНИХ ВЕКОВ В медицине (от Гиппократа и до наших дней) задача исследователя за­ ключалась в том, чтобы понять механизмы саморегуляции человеческого тела. Именно в Античности была осуществлена умозрительная попытка тео­ ретически обосновать разделение внутренней среды человеческого организ­ ма и окружающей его внешней. Во-первых, уже в «Корпусе Гиппократа» эта внешняя среда воспринимается как источник неблагоприятных воздействий на человеческий организм, однозначно понимаемых как патогенные. Во-вто- рых, в учении Галена пневма делится на внешнюю и эндогенную. Дыхание понимается как процесс поступления в организм через легкие и через кожу внешней пневмы и преобразование ее во внутреннюю - субстанционально совсем иную. Именно по этой причине можно использовать термин «эн­ догенная пневма», т.к. она образуется внутри человеческого тела. Следует обратить внимание на соответствие трех видов эндогенной пневмы (по их локализации и функциям) трем частям человеческой души: «растительный дух» образуется в печени и выполняет вегетативную функцию; «жизненный дух» - в сердце, двигается по артериям и, наряду с артериальной кровью, от­ вечает за жизнедеятельность частей тела; «животный», или «психический», дух образуется в головном мозге и перемещается по нервам, обеспечивая чувствительные и двигательные реакции. Таким образом, психическая пнев­ ма (дух) в системе взглядов врачей гиппократиков-рационалистов как раз и является тем субстратом, с помощью которого высшая разумная часть души управляет телом. Стоики полагали, что душа человека состоит из восьми частей: главной, управляющей части - «ведущего начала», пяти чувств (зрения, слуха, обо­ няния, осязания, вкуса), а также способностей к репродукции и речи. Обра­ тим внимание на существенную разницу между стоической и платоновской традицией: у Галена душа человека состоит из трех частей, а чувства явля­ ются лишь функцией соответствующей части, реализующейся с помощью нервов - чувствительных и двигательных. Разумеется, здесь речь идет не о том, что Платон понимал анатомию и функцию нервов, а о традиции в целом - в том виде, в котором она сформировалась от Платона до Галена, с учетом основополагающих открытий Герофила (Балалыкин 2014; Гален 2015: 781-796; Балалыкин 2015: 66-85). По мнению стоиков, пять чувств (т.е. частей единой души) на практике реализовывались через контакт с ис­ следуемым физическим объектом. Например, зрение как физиологическая функция понималось как «пневма, простирающяся от ведущей части души до глаз»7. В этом описании заложена безупречная внутренняя логика: если тело человека существует в континууме напряжения единой среды (пневмы), то вполне естественно, что та часть пневмы, которая составляет «ведущее 7 Аэтий, IV. 21. Цит. по: Столяров 2002: 96. - 37 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy