000524
5 . НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ В МЕДИЦИНЕ ее идентификации и опознания, а также оценки воздушной обстановки и пространственного положения летательного аппарата. В интересах про ектирования средств отображения информации и органов управления из учалась связь пороговых характеристик восприятия с интенсивностью сиг налов разной модальности. Исследовались особенности перекодирования абстрактных кодов в наглядно-образные представления и обратно и зако- номерностицифрового кодирования образов и их декодирования в цифры и разрабатывались рекомендации по оценке алгоритмов кодирования и де кодирования информации и использованию искусственных языков и зна ковых систем при проектировании алгоритмов операторской деятельности. Изучались закономерности восприятия и преобразования информации для обоснования рекомендаций по повышению эффективности визуального об наружения замаскированных объектов в условиях дефицита времени. Ис следовались процесс принятия решения и возможности человека-оператора по обнаружению сигналов с учетом вероятностной структуры их поступле ния для повышения качества идентификации операторами ложных сигна лов в условиях помех. Изучались психофизиологические особенности регуляции двигатель ной активности человека-оператора при использовании различных органов управления. В интересах оптимизации моно- и полифункциональных кла виатур проводились специальные исследования операционной структуры, программ и динамических характеристик одиночных и последовательных дискретных сенсомоторных действий и влияния визуального и проприо- цептивного контроля на точность движений. Для обеспечения профессио нальной надежности космонавтов в условиях космического полета изуча лись психофизиологические механизмы и закономерности использования резервных ресурсов организма при выполнении непрерывной 3-х суточной операторской деятельности. Полученные данные были положены в основу оптимизации режима труда и отдыха космонавтов при выполнении орби тальных полетов, а также условий их труда в экстремальных условиях. Научная школа Г. М. Зараковского внесла существенный вклад в раз витие отечественной психофизиологии и в реализацию системного подхода к решению народно-хозяйственной задачи обеспечения безопасности поле тов на основе комплексного учета психофизиологических характеристик и возможностей летного состава и космонавтов при создании и эксплуатации авиационной и космической техники. Этот вклад соизмерим с зарубежными достижениями многочисленных научных коллективов, занимавшихся про блемами учета человеческого фактора при создании авиационной техники. Комплексные психофизиологические исследованияв интересах создания и эксплуатации авиационной и космической техники в школе Г. М. Зараков- скогопроводились во взаимодействии с научными коллективами других ор- 388 -
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy