000524

5 . НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ В МЕДИЦИНЕ ганизаций, в том числе в интересах создания техники для других видов и родов Вооруженных сил и ведомств. Достижения школы Г. М. Зараковского в развитии психофизиологии по­ лучили признание не только в нашей стране, но и за рубежом. По многочи­ сленным приглашениям он часто выезжал за рубеж и участвовал в между­ народных научных форумах. Его ученики и последователи систематически приглашались на научные конференции, съезды и конгрессы, проводимые Международной ассоциацией прикладной эргономики, Международной эр­ гономической ассоциацией, Международной академией авиационной и кос­ мической медицины, Международной академией астронавтики и другими научными организациями. Сегодня продолжение исследований и развитие научной школы Г.М. За­ раковского представляется особенно актуальным не только в теоретическом, но и в практическом отношении. Это вызывается необходимостью выполне­ ния решений по развитию отечественной авиации, космонавтики и разработке перспективной авиакосмической техники. Реализация этих решений требует проведения взаимосвязанных исследований в интересах повышения конкурен­ тоспособности и надежности эксплуатации авиационной техники за счет уче­ та психофизиологических характеристик и возможностей человека-оператора при их проектировании и создании (Меденков 2017). Для этого необходима комплексная проработка многих вопросов обеспечения психофизиологиче­ ской надежности летного состава, специалистов систем и пунктов управления полетами (Зараковский 1986). В силу разной направленности интересов ор­ ганизаций, участвующих в проектировании и эксплуатации авиакосмической техники, эти исследования ведутся на разной методологической основе, по отдельным направлениям. Объединение разрозненных усилий и координация проведения комплексных исследований возможна на основе методологии пси­ хофизиологического анализа деятельности летного состава и других авиацион­ ных специалистов (Нестерович2015). В интересах психофизиологической оп­ тимизации процесса, средств и условий деятельности летного состава и других авиационных специалистов при проектировании и эксплуатации авиационной техники нового поколения представляется важным использовать творческий потенциал и наработки школы Г. М. Зараковского в интересах решения госу­ дарственной задачи развития отечественной авиации и космонавтики. Литература 1. Дворников М. В., Меденков А. А. Военно-морской и авиационный врач, психолог и физиолог (К 90-летию со дня рождения Г. М. Зараковского) // Воен.-мед. журн. 2015. № 4. С. 81-83. 2. Денисова Т. В., Меденков А. А., Пономаренко Т. И. Актуальные проблемы авиаци­ онной медицины, психологии и эргономики: Информационно-тематический указатель. М.: Полет, 1995. 100 с. - 389 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy