000524
2 . ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНИХ ВЕКОВ причины болезни. Только решение последней задачи побуждает врача к по иску специфического фактора, который и приводит к развитию конкретной болезни. Из этого следует возможность выбора способа воздействия на нее. Важно также учесть, что уже в работах Галена появляются основы учения об индивидуальной резистентности организма (он прекрасно понимал, что воздействие одних и тех же патологических факторов на организм разных людей имеет широкую вариативность результативных проявлений). В «Кор пусе Гиппократа» эти идеи были обозначены вскользь в силу отсутствия во время его написания системы взглядов, способной подкрепить предложен ные принципы врачебной деятельности. Такая теория была позднее пред ставлена Платоном и дополнена Аристотелем, что закономерно привело к появлению представлений о целостной регуляции деятельности организма в результате работ Герофила и, конечно, Галена. Для правильного понимания образа мысли представителей различных медицинских школ следует разобраться с тем, что предшествует процессу доказательства. В философии Платона определяющее место занимает поня тие «эйдос». Для Платона «эйдос» - это идея, то есть идеальный вид, род и характер идеальных (совершенных) вещей, определенным способом находя щаяся внутри материальных (несовершенных) вещей. «Эйдос» - это умопо стигаемая форма, существующая отдельно от единичных вещей в качестве их определяющего начала. «Эйдос» выступает у Платона как определенное проявление идеального, сам способ организации бытия. В этом смысле «эй дос» равен другому термину античной философии - идее (iosa) как перво образу, идеальному началу. Оба термина определяют имманентный способ бытия вещи. Кроме того, надо учитывать, что «эйдос» имеет самостоятель ный онтологический статус, связанный не с миром материи, а с трансцен дентным миром идей. В таком контексте взаимодействие между объектом и субъектом в процессе познания трактуется Платоном как общение (Koivovla) между «эйдосом» объекта и душой субъекта. В системе стоиков ключевое место занимает понятие «лектон» (The Cambridge Companion to the Stoics 2003; Lloyd 1991; Frede 1994: 109-128). В буквальном смысле это - нечто, что возникает вследствие впечатления, ко торое прошло проверку разумом и содержание которого можно выразить сло вами. Под проверкой разумом, судя по всему, следует понимать некую «обра ботку» эмпирического опыта со стороны «ведущего начала». А.А. Столяров указывает, что «лектон» определяется как «мыслимая предметность», т.е. вы сказанное разумное представление осмысливается вне прямого отношения к конкретной ситуации. «Лектон» трактовался стоиками как нечто безразлич ное, лишенное положительной или отрицательной оценки, являлся только мыслительной конструкцией, связанной со словом (языковыми играми). Та ким образом, лектон не имеет никакой идеальной сущности, это просто игра - 39 -
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy