000524

2 . ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНИХ ВЕКОВ причины болезни. Только решение последней задачи побуждает врача к по­ иску специфического фактора, который и приводит к развитию конкретной болезни. Из этого следует возможность выбора способа воздействия на нее. Важно также учесть, что уже в работах Галена появляются основы учения об индивидуальной резистентности организма (он прекрасно понимал, что воздействие одних и тех же патологических факторов на организм разных людей имеет широкую вариативность результативных проявлений). В «Кор­ пусе Гиппократа» эти идеи были обозначены вскользь в силу отсутствия во время его написания системы взглядов, способной подкрепить предложен­ ные принципы врачебной деятельности. Такая теория была позднее пред­ ставлена Платоном и дополнена Аристотелем, что закономерно привело к появлению представлений о целостной регуляции деятельности организма в результате работ Герофила и, конечно, Галена. Для правильного понимания образа мысли представителей различных медицинских школ следует разобраться с тем, что предшествует процессу доказательства. В философии Платона определяющее место занимает поня­ тие «эйдос». Для Платона «эйдос» - это идея, то есть идеальный вид, род и характер идеальных (совершенных) вещей, определенным способом находя­ щаяся внутри материальных (несовершенных) вещей. «Эйдос» - это умопо­ стигаемая форма, существующая отдельно от единичных вещей в качестве их определяющего начала. «Эйдос» выступает у Платона как определенное проявление идеального, сам способ организации бытия. В этом смысле «эй­ дос» равен другому термину античной философии - идее (iosa) как перво­ образу, идеальному началу. Оба термина определяют имманентный способ бытия вещи. Кроме того, надо учитывать, что «эйдос» имеет самостоятель­ ный онтологический статус, связанный не с миром материи, а с трансцен­ дентным миром идей. В таком контексте взаимодействие между объектом и субъектом в процессе познания трактуется Платоном как общение (Koivovla) между «эйдосом» объекта и душой субъекта. В системе стоиков ключевое место занимает понятие «лектон» (The Cambridge Companion to the Stoics 2003; Lloyd 1991; Frede 1994: 109-128). В буквальном смысле это - нечто, что возникает вследствие впечатления, ко­ торое прошло проверку разумом и содержание которого можно выразить сло­ вами. Под проверкой разумом, судя по всему, следует понимать некую «обра­ ботку» эмпирического опыта со стороны «ведущего начала». А.А. Столяров указывает, что «лектон» определяется как «мыслимая предметность», т.е. вы­ сказанное разумное представление осмысливается вне прямого отношения к конкретной ситуации. «Лектон» трактовался стоиками как нечто безразлич­ ное, лишенное положительной или отрицательной оценки, являлся только мыслительной конструкцией, связанной со словом (языковыми играми). Та­ ким образом, лектон не имеет никакой идеальной сущности, это просто игра - 39 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy