000524
2 . ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНИХ ВЕКОВ ума, иными словами, некое «обозначаемое». «Лектон» - это чистый смысл, а физический предмет есть та или иная телесная субстанция, с которой «лек тон» соотнесен, но сам по себе он не является ни телесной, ни духовной суб станцией. Поэтому «истинность» или «ложность» у врачей, следовавших фи лософии стоиков, не «аподиктична» в платоновско-аристотелевском смысле, а вероятностна, «диалектична» (иными словами, они с одинаковой убежден ностью могли сказать, что нечто существует или, напротив, не существует). Обратим внимание на сущностную разницу значений понятий «эйдос» у Платона и «лектон» у стоиков применительно к медицине. Отличие антич ных медицинских школ в практике врачевания основывалось на разных мето дологических принципах. Врачи-гиппократики с помощью аподиктического метода доказательства и идеи определяющего начала, в качестве которого вы ступал «эйдос» Платона, могли сосредоточиться на изучении имманентных закономерностей развития заболеваний и устройства организма человека. Врачи-эмпирики, используя принципы познания стоиков, были полностью сосредоточены на результатах непосредственного наблюдения и вероятност ном содержании (вследствие использования гипотетического силлогизма) полученных на его основе мыслительных конструкций (т.е. именно того, что обозначалось термином «лектон»), что исключало постановку задачи полу чения достоверного знания о сущности заболевания и способах его лечения. Врач-гиппократик, картина мира которого была сформирована в рамках платоновско-аристотелевской традиции, и который, в принципе, допускает существование идеально здорового человеческого тела, естественным обра зом обращается к анатомическим исследованиям. Исходя из этого становит ся понятной исследовательская программа Герофила: во-первых, он ищет факты, необходимые для описания нормальной анатомии и физиологии че ловека по принципу «как устроен идеально здоровый человек?»; во-вторых, он допускает искажение идеальной анатомо-физиологической системы под воздействием внешних факторов, приводящих к развитию заболевания; в- третьих, ему понятен сам подход описания внутренней среды человеческого тела в категориях идеального «красиса» или «дискразии», наоборот, описы вающей состояние болезни. Все это является следствием осмысления мате риального мира сквозь призму «эйдоса». Напротив, «лектон» представляет собой некий смысл, совпадающий с той или иной клинической ситуацией, носящий для врача сугубо ситуа тивный характер. Этот субъективно трактуемый смысл наблюдаемого вра- чом-эмпириком явления и определяет его тактику лечения. Именно поэто му врач-эмпирик искренне убежден в адекватности описания клинической ситуации с помощью умозрительной языковой игры, связанной условным смыслом. При этом, как ни парадоксально, он удаляется от гиппократовского принципа индивидуального подхода к пациенту и склонен к предельной схе- 4 0 -
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy